Ви є тут

Вокальный фольклор даргинцев: состав и специфика жанров

Автор: 
Абдуллаева Эльмира Башировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
272960
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Список сокращений...................................................... 3
Введение...............................................................4
Глава 1. Фольклор в традиционной культуре даргинского народа
1.1. Даргинцы: историко-этнографический очерк....................21
1. 2. Фольклор в жизненном цикле даргинцев.......................29
1. 3. Жанровый состав даргинского фольклора......................32
Глава 2. Фольклор в контексте обрядов
2. 1. Обряды и фольклор родового цикла...........................45
2. 2. Обряды и фольклор календарного цикла.......................50
2. 3. Обрядовые приговорки и песни...............................57
Глава 3. Эпическое и лирическое творчество
3.1. Эпические песни.............................................88
3. 2. Лирические песни...........................................98
Заключение...........................................................112
Библиографический список......................................................119
Список сборников народных песен.......................................136
Список использованных архивных источников.............................138
Список звукозаписей ГТРК РД...........................................139
Список информантов....................................................142
Приложения
Приложение 1. Карты 1-3..........г....................................146
Приложение 2. Нотные примеры 1-51.................................... 149
3
Список сокращений и аббревиатур
ГАРО - Государственный архив Ростовской области.
ГТРК РД - Государственная телерадиокомпания республики Дагестан.
ДАССР - Дагестанская автономная Советская Социалистическая республика.
ИИАЭ ДНЦ РАН - Институт истории археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук.
Инф. - информант.
ИР ЛИ - Институт русской литературы (Пушкинский дом)
ИЯ ЛИ ДНЦ РАН - Институт языка, литературы, искусства им. Г. Ца-дасы Дагестанского научного центра Российской академии наук.
КМиФ СК РСФСР - Комиссия музыковедения и фольклора Союза композиторов РСФСР.
ЛГИТМиК - Ленинградский государственный институт театра музыки и кинематографии.
ОЛЕАЭ - Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете.
ПЗА - полевые записи автора.
РГК им. С. В. Рахманинова - Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова.
РАН - Российская академия наук
РИИИ - Российский институт истории искусств Министерства культуры РФ и РАН (СПб.).
РФ - в списке использованных архивных источников - рукописный фонд; в тексте - Российская Федерация.
СМРФ - слоговая музыкально-ритмическая форма.
СМОМПК - Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа.
25
всего союз имел и земельный фонд, не принадлежащий ни одному из сел, но используемый ими совместно. Эта общая земля сплачивала села союза. Подобная трехступенчатая организация общины сохранялась до конца XIX века.
Собрание общины решало вопросы войны и мира, а также хозяйственные. В случае военной угрозы джамаат осуществлял одну из своих общественных функций - военную. Внешние военные действия и охрану угодий и границ община поручала неженатым мужчинам'4. А сельская община - джамаат - и сейчас выполняет свои организационно-хозяйственные функции. На примере развития событий в Чечне видно, что и незаконные вооруженные формирования в настоящее время складываются на основе джамаата. Более того, внутри таких объединений управленческие функции принадлежат членам какого-либо, влиятельного в джамаате тухума. Поэтому можно, невидимому, говорить об утрате хуреба своей роли в социальной организации.
Основными занятиями жителей сельских общин с древних времен были земледелие, животноводство и разнообразные ремесла. В различных районах Дагестана они то представлены одновременно, то разделены территориально, т. е. имеет место известная хозяйственная специатизация.
Из-за отсутствия в условиях горного ландшафта достаточного количества равнинных пахотных земель, сложилась особая форма террасного земледелия - ганзурбар хъуми (ступенчатые поля)55. Земледелием - вспашкой, севом и другими работами - занимались семейные мужчины. Культивирова-лись злаковые - рожь, пшеница, ячмень, овес, бахчевые - (тыква), а также огородные (корнеплоды). Повсеместно выращивали лен и коноплю, используя как для производства тканей, циновок, веревок, так и в пищу (семена, масло).
34 Магомедов Р. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала, 1999.
55 Алиев Б. Каба-Дарго в XVIII - XIX вв. Махачкала, 1972.
26
Ступенчатые поля обычно располагались на окраинах селения, по склонам гор. Аналогичный принцип размещения жилищ обнаруживается и в архитектуре: жилища строились на горе (скале) одно над другим.
Животноводство, как отрасль сельского хозяйства, занимало второе место после земледелия. Преимущественное развитие получило овцеводство, но в хозяйстве сельских жителей обязательно были коровы, быки и буйволы. Благодаря этому население обеспечивало себя продуктами питания и необходимой для ремесел сырьевой базой (шерстью, кожей). В связи с необходимостью выпаса скота развилось пастушество. Отары овец обычно поочередно пасли мужчины селения. Порядок выхода на пастбища определялся руководством джамаата (старейшинами). Крупный рогатый скот выгоняли на пастбища и собирали домой подростки (до 15 лет).
Нигде на Кавказе в XIX веке не было такого количества кустарных промыслов, как в Дагестане, что было порождено географическими условиями - горным ландшафтом, территориальной изолированностью, суровым климатом, и особенностями хозяйственно-бытового уклада. Не случайно, основные центры ремесел возникли в горах, где долго сохранялся патриархаль-ный уклад жизни, медленно развивались производительные силы и производственные отношения.
Домашние занятия были общими для всех даргинцев и подразделялись на мужские и женские. К мужским относились: обработка металла, дерева, камня, выделка кож, шитье верхней одежды из овчины. К женским - обработка шерсти, конопли, овчин, ткачество, прядение, шитье. В селениях достигли расцвета определенные ремесла и промыслы: ювелирное дело в знаменитых Кубачах, изготовление холодного оружия в селениях Амузги и Харбук Дахадаевского района; шелководство и «золотая» вышивка (золотнос шитье) в Кайтаге и Кубачах, резьба но камню, свойственная всем районам, особое развитие получила в Сутбуке.
Население с. Кубани Дахадаевского р-на, известное на Востоке с эпохи средневековья как Зирехгеран (перс. - «Страна кольчужников»), в обозримом