Ви є тут

Теории активного меньшинства в социальной мысли России второй половины XIX - начала XX вв.: историко-социологический анализ

Автор: 
Орлова Наталья Кирилловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274060
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................................3
Глава 1. Истоки и условия развития российских теорий
«активного меньшинства»...........................................................10
1.1. Поиск дефиниции понятия «активное меньшинство»............................10
1.2. Исторические условия формирования теорий «активного меньшинства»..........27
1.3. Идейные истоки и философские основания российских
теорий «активного меньшинства».............................................53
Глава 2. Классификация моделей реализации социальных изменений, проектов партии и социальных портретов представителя «активного меньшинства», содержащихся в российских теориях
«активного меньшинства» второй половины XIX- начала XX вв.........................88
2.1. Модели реализации социальных изменений, предложенные
российскими теоретиками «активного меньшинства»............................88
2.2. Идея партии и проекты партийного строительства в теориях
«активного меньшинства»...................................................118
2.3. Социально-типические черты представителя «активного меньшинства».........141
Заключение.......................................................................174
Библиография.....................................................................176
Введение
Актуальность. Проблематика социальных изменений была и продолжает оставаться одной из центральных тем в социологии. Она становится актуальной для социологов тех стран, которые переживают трудный период экономических реформ, политических преобразований и социальных трансформаций. В связи с этим особое внимание исследователей привлекают вопросы, касающиеся источников и движущих сил изменений, происходящих в обществе. Одним из такого рода источников и движущих сил является «активное меньшинство». Интерес, который данный субъект социальных изменений вызывает к себе, подтверждается востребованностью самого термина «активное меньшинство» и его широким использованием в современной социологической и политологической литературе как научного, так и публицистического характера.
Несмотря на имеющийся интерес, феномен «активного меньшинства» не получил достаточно полного осмысления в социологии. В современной социологической науке отсутствует четкое представление о том, что такое «активное меньшинство», каковы специфические характеристики, отличающие его от других социальных категорий и групп, какова его роль в инициации и осуществлении социальных изменений, какова суть его отношений с другими участниками процессов изменений, происходящих в обществе и т.п. Само понятие «активное меньшинство» не является устоявшимся в социологии. Например, социологические словари и энциклопедии не содержат определения данного понятия.
Важность и актуальность проблематики «активного меньшинства» и, в то же время, сложность и малая изученность в рамках социологии данного социального феномена ставит перед учеными, кроме всего прочего, задачу проведения социологического исследования историко-теоретического плана, которое позволило бы ввести в научный оборот багаж знаний, накопленный предыдущими поколениями социологов и социальных мыслителей, обращавшихся к изучению «активного меньшинства».
В российской социальной мысли интерес к «активному меньшинству» возникает еще в XIX в. Тогда же появляются и первые теории. Созданные более века назад, они и сегодня не утратили своего эвристического потенциала и могут быть весьма интересны для современных ученых-социологов. В этой связи представляется актуальной тема диссертационного исследования, связанная с изучением российских теорий «активного меньшинства» второй половины XIX - начала XX вв.
понятно, почему «НБП опирается в своей деятельности исключительно на активное меньшинство. Прежде всего на социально неудовлетворенную молодежь: провинциалов, „предпринимателей”, рабочих, военных, студентов, маргиналов, милиционеров» [228].
Известный современный философ и социальный мыслитель Г.С. Померанц выдвигает свой, особый, критерий различения «активного меньшинства» и большинства. «Активным меньшинством» он считает ту часть общества, которая мыслит, духовно открыта, является сосредоточением его [общества] творческого потенциала и созидателем его духовного единства. Именно с такими людьми Померанц связывает надежду на духовное возрождение человечества и спасение его от Апокалипсиса. Относительно же будущей судьбы России, автор надеется, что «если удастся пробудить в активном меньшинстве... живую жизнь, то, что я называю, сердечный ум и связанный с этим нравственный импульс, то это творческое меньшинство сможет за собой потянуть и всю массу и вытащить нашу страну из прорыва» [95].
Академик К.С. Демирчян считает, что «активное меньшинство» составляет примерно 10% населения нашей планеты. От остальных 90% человечества его представителей отличают «повышенные физические, творческие и организаторские возможности», высокие трудовые способности [73], позволяющие им возвыситься над менее сильным и способным большинством. Занимая доминирующие позиции в обществе, «активное меньшинство» оказывается преимущественным субъектом, устанавливающим тот или иной тип общественных отношений и формирующим «индивидуальное и общественное сознание». Внутри собственно «активного меньшинства» Демирчян различает агрессивное, эгоистическое меньшинство и высокоморальное меньшинство. У первых, составляющих 90% «активного меньшинства», так называемые «животные» качества1 - эгоизм, жадность, себялюбие, тщеславие, трусость, вероломство - превалируют над «человеческими» -состраданием, ответственностью, доброжелательностью, самоотверженностью. Говоря словами автора статьи, у них отсутствует совесть. Ведущим мотивом агрессивно-эгоистического меньшинства является стремление к удовлетворению любой ценой своих личных интересов: обогащению, самоутверждению, обретению власти нал большинством. Поскольку, по мнению Демирчяна, личные интересы этой части «активного меньшинства» противоречат интересам большинства и всего общества в целом, то ее представители вынуждены во что бы то ни стало сохранять свою власть над большинством, подавлять и ограничивать его творческие и организационные способности, уменьшая тем самым
1 Качества, названные Дсмирчяно.ч «животными», являются, по его мнению, присущими человеку как животному виду от природы. Они являются врожденными и передаются из поколения в поколение на генетическом уровне. Напротив, «человеческие» качества есть результат длительной эволюции человека как социального существа, обладающего сознанием. Они являются благоприобретенными и способны передаваться из поколения в поколение исключительно посредством социализации и воспитания.
18
вероятность появления в его среде способных, но не эгоистических особей, насильственно навязывать остальной части общества свои интересы. Все это ведет к установлению «диктатуры меньшинства», закрепляющей право сильного на истребление слабого в качестве основополагающего принципа практикуемых в обществе социальных отношений. Любое классовое общество (в марксистском понимании), в том числе и капиталистическое есть общество, утверждает Демирчян, в котором осуществляется этот тип диктатуры.
Агрессивно-эгоистическому меньшинству, составляющему элиту классового общества1, противостоит высокоморальное меньшинство, являющееся носителем «человеческих» качеств и обладающее совестью. Эти 10% «активного меньшинства», не уступая в своих возможностях и способностях остальным эгоистическим 90%, стремятся повысить уровень своей жизнедеятельности и комфорта не за счет других, то есть большинства, а за счет повышения того и другого для всех членов общества. Высокоморальное меньшинство отличается от эгоистического тем, что свои личные интересы оно подчиняет интересам общественным, оно готово на все, вплоть до самопожертвования, отстаивая интересы большинства. Идеалом для этой нравственно развитой части «активного меньшинства» выступает бесклассовое, коммунистическое общество, построенное на принципах приоритета общественных интересов над интересами отдельной личности, взаимопомощи, сострадания, доброжелательности. Именно по этой причине высокоморальное меньшинство составляет наиболее непримиримую оппозицию, требующую кардинальных изменений всей системы социальных институтов, и является преимущественным объектом гонений, преследований и репрессий в обществе, где доминирует агрессивно-эгоистическое меньшинство.
Весьма интересная, с точки зрения социологии, характеристика «активного меньшинства» предлагается в статье С.Б. Ярославовой «Базисные группы общества. Социальный прогноз на период до 2010 г. на основе экономической идентификации» [327]. В «активное здоровое меньшинство» «входят продвинутые" рабочие и интеллигенция*, оппозиционные политики, журналисты, офицеры. Им присущи прогрессивность, творчество, моральный динамизму реформаторство [курсив мой - И.О.]. Это небольшая группа - не более 5%. Доходы этого слоя выстроены неравномерно и не превышают доходов
1 К агрессивно-эгоистическому меньшинству Демирчян причисляет богатых собственников и обслуживающих их интересы интеллигенцию, управленцев, журналистов и политиков, а также криминал, в верхних слоях своих смыкающийся с уже упомянутыми богатыми собственниками.
* 1 Если С.Б. Ярославова считает интеллигенцию лишь составной частью «активного меньшинства», то другие
авторы, как например Л. Архангельский в заметке «Бумеранг возвращается» [71, фактически отождествляют «активное меньшинство» с интеллигенцией. Впрочем, подобное отождествление мало способствует прояснению содержательного смысла понятия «активное меньшинство» по причине туманности самого понятия «интеллигенция».
19