Ви є тут

Выставка произведений декоративно-прикладного искусства : История и специфика экспонирования

Автор: 
Торопова Елена Олеговна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
274082
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.....
2
4
Глава 1. История, анализ и классификация современных
художественных выставок....................................................20
1.1.История формирования экспозиционных принципов..........................20
1.2.Анализ специфики и функций экспозиции как системы......................33
1.3.Классификация современных экспозиций художественных выставок 47
Глава 2. Выставка произведений декоративно-прикладного искусства
как объект художественного восприятия......................................57
2.1.Уровни художественного восприятия выставки.............................57
2.2.Восприятие экспозиции как визуально-пространственной структуры 68
2.3.Выставка произведений декоративно-прикладного искусства
как объект искусствоведческого анализа.....................................73
Глава 3. Экспозиционные свойства предметов декоративно-прикладного искусства..................................................................80
3.1.Произведения декоративно-прикладного искусства
как выставочные объекты....................................................80
3.2.Специфические свойства и выразительные особенности материалов декоративно-прикладного искусства..........................................86
3.3.Факторы визуального восприятия предметов
декоративно-прикладного искусства..........................................95
Глава 4. Специфика выставок произведений декоративно-прикладного искусства .......
114
з
4.1 .Систематизация специфических условий экспонирования
I* произведений декоративно-прикладного искусства.........................114
4.2.Методика организации экспозиции произведений
декоративно-прикладного искусства.........................................125
Заключение................................................................148
Библиографический список использованной литературы........................153
Приложения................................................................167
* Альбом.....................................................................183
пособия, монографии по вопросам психологии визуального восприятия, общей теории искусства, теории композиции, цветоведения, дизайна и музееведения.
Обширный материал обусловил методику исследования, которая включает в себя:
- изучение теоретических работ, рассматривающих отдельные аспекты данной проблемы - историю выставочной деятельности и формирования экспозиционных принципов, композицию художественного произведения, технико-технологические способы создания произведений декоративноприкладного искусства, психологию художественного восприятия и восприятия элементарных форм, проектирование в сфере культуры,
- использование приемов структурно-функционального и сравнительного анализа при рассмотрении современной организации экспозиционной среды,
- анкетирование и опросы, применение элементов статистики при проведении экспериментов с группами зрителей,
- использование теории композиции для обоснования экспозиционного проектирования.
Научная новизна исследования.
1. Новизна определяется выбором основного предмета изучения, которым стала экспозиция временной выставки произведений декоративноприкладного искусства, рассматриваемая как самостоятельное художественное явление, как объект искусствоведческого анализа.
2. Предложена классификация выставочных экспозиций по организационному принципу с позиций визуальной коммуникации.
3. Систематизированы экспозиционные свойства материалов декоративноприкладного искусства.
4. Систематизированы специфические условия экспонирования произведений декоративно-прикладного искусства.
5. Предложена методика организации экспозиции на основе закономерностей зрительного восприятия.
Положения, выносимые на защиту:
1. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают особыми материальными и визуальными характеристиками, поэтому являются специфическими экспозиционными объектами.
2. Особенности психологии восприятия визуальных характеристик экспонатов обуславливают принципы их экспонирования.
3. Комплекс экспозиционных условий, обоснованных закономерностями психологии восприятия, обеспечивает оптимальность коммуникации между художником, его произведением и зрителем.
Практическое значение.
Данные этого исследования могут иметь практическое значение для экспозиционно-выставочной и музейно-педагогической работы музеев и выставочных залов. Диссертация может являться методическим и справочным пособием как в непосредственном проектировании выставок, так и в подготовке иных программ, по-разному связанных с восприятием произведений искусства. Материалы диссертации могут быть использованы в различных видах научно-теоретической деятельности, направленной на расширение диапазона знаний о специфике произведений декоративно-прикладного искусства и методах его презентации, а так же при подготовке учебного курса для обучения специалистов соответствующего профиля.
Структура работы.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, содержащего выводы, библиографии и приложений.