Ви є тут

Методология и методика социологического анализа конкурентоспособности потребительских товаров : На примере российского рынка продовольственных товаров

Автор: 
Бидихова Ия Станиславовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274576
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы социологического анализа
конкурентоспособности потребительских товаров
§ 1. Конкурентоспособность потребительского товара как социально-экономическое явление
§ 2. Методологические принципы оценки конкурентоспособности потребительских товаров и модели покупательского выбора
ГЛАВА 2. Методика социологического анализа
конкурентоспособности потребительских товаров
§ 1. Параметры конкурентоспособности продовольственных товаров
§ 2. Методика анализа конкурентоспособности потребительского товара
§ 3. Потребительские параметры молочно-сливочного «Чудо-йогургера» (персик-маракуйя) и его конкурентоспособность
Заключение
Библиография
Приложения
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы
Опыт последних лет показывает, что одной из самых актуальных проблем национальной экономики нашей страны является
конкурентоспособность производимой продукции. Если раньше ввоз импортных изделий был ограничен, то с началом рыночных преобразований в Россию в большом количестве стали поступать товары со всех концов света.
Отечественные производители, не имевшие опыта работы в условиях рыночной экономики, оказались не готовы к жесткой конкурентной борьбе. В результате иностранные товаропроизводители захватили большую часть российского рынка сбыта. Такая ситуация характерна, прежде всего, для рынка потребительских товаров.
Так, по данным журнала "Экономическое развитие России", доля потребительских отраслей (легкой и пищевой) в валовом выпуске продукции в 2000 году составила всего 6%'. В то же время по оценкам данного издания в 2000 году на потребительский импорт приходилось 25 млрд. долларов из 44,5 млрд. долларов импорта в целом, а прирост потребительского импорта в 2001 году (по прогнозам) составил 4,8-6,1%2. Даже некоторое оживление спроса на потребительском рынке обеспечивается за счет импорта3.
Всё вышесказанное свидетельствует о неблагоприятной ситуации, сложившейся на российском потребительском рынке для отечественных товаров в связи с тем, что они обладают низкой конкурентоспособностью. Это, в свою очередь, благоприятствует проникновению в большом количестве на данный рынок импортных товаров, что ведет к увеличению интенсивности конкуренции на данном рынке. Об этом свидетельствует то,
1 См.: Экономическое развитие России. - М., 2001. - Т.8, Хеб.
2 См.: Экономическое развитие России. - М., 2001. - Т.8, №2.
* См.: Ивантср А. Очаги спада // Эксперт. - М., 2001. - №1.
отражающую его "отличие от товара-конкурента по затратам на Ф эксплуатацию и степени соответствия потребностям"27. Тем не менее,
недостаток этих определений, на взгляд автора, состоит в том, что в них ничего не говорится о способности товара быть реализованным на определенном рынке, где присутствуют товары-конкуренты.
Существуют попытки определить конкурентоспособность через те группы характеристик товара, которыми обусловлена его способность удовлетворять определенные потребности, отвечать требованиям рынка или возможность его успеха на рынке. В одном из таких определений говорится, что конкурентоспособность - "это совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая его преимущество на рынке перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности"28. В другом конкурентоспособность определяется как "комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, ^ определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого
товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров - аналогов"29.
Однако на взгляд автора, конкурентоспособность не может быть определена как "совокупность" или "комплекс" некоторых характеристик. Она лишь зависит от этих характеристик. В этом смысле, более правильно сущность понятия "конкурентоспособность товара" определять как его интегральную характеристику. В определениях, соответствующих такому пониманию, говорится, что "конкурентоспособность - это сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности его качественных и экономических свойств (параметров) относительно
27 Бсрдиихая Л. В. Маркетинг. Словарь-справочник. - Минск: Вышэйш. шк. 1993. - С. 23.
2* Багиев Г. Л. Маркетинг: словарь и библиография. - Спб.: Изд-во Санкт- Петербургского ун-та экономики и финансов. 1998.-С. 19.
29 Завьялов П. С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей и пути их решения // Маркетинг. - М., 1996. - №5.
17
выявленных требований рынка или свойств другого товара"30, или что "это относительная характеристика продукции, выявляемая (определяемая) в процессе ее реализации и отражающая степень соответствия данной продукции по качественным и стоимостным параметрам требованиям конкретного рынка в анализируемый период времени"31. Однако, недостаток этих определений, по моему мнению, состоит в том, что здесь, наряду со стоимостными, выделяются качественные характеристики товара, в то время как конкурентоспособность определяется не только качественными, но и другими характеристиками. Продукция, которая является не очень качественной, может быть вполне конкурентоспособной благодаря потребительским свойствам, обусловленным маркетинговой поддержкой, сопровождающей ее.
В этой связи возникает необходимость разграничить понятия "качество" и "конкурентоспособность" продукции.
Конкурентоспособность - понятие более широкое, чем качество. Качество входит в понятие конкурентоспособности лишь как ее составной элемент, который, конечно, чаще всего составляет основу конкурентоспособности, однако не предопределяет ее однозначно32.
Во-первых, качество продукции не всегда зависит от ее стоимости. В то же время, последняя имеет большое значение для конкурентоспособности продукции.
Во-вторых, качество продукции оценивается при сравнении значений определенных показателей данной продукции с базовыми значениями этих
и Шепелев С. Н. Система качества и конкурентоспособность продукции. - М.: Ред.-изд. центр "Татьянин лень”, 1993.-С. 113.
31 Бойкова В. В. Методические аспекты повышения конкурентоспособности продукции мукомольных предприятий. - Диссертационная работа на соискание ученой степени к. э. н. - М., 1999. - С. 28-29.
52 См.: Буяльская А. К., Салий В. В. Конкурентоспособность товара, ее оценка. - Новосибирск: Сиб. ун-т потреб, кооперации, 1998. - С. 5. Калугина С. А. Определение конкурентоспособности продовольственных товаров // Маркетинг в России и за рубежом. - М., 1997. - №9-10. Шепелев С. И. Система качества и конкурентоспособность продукции. - М.: Ред.-изд. центр “Татьянин день", 1993. - С. 111-113.