Ви є тут

Татарская народно-песенная культура Нового времени : Проблемы традиционного мышления и жанровой атрибуции

Автор: 
Каюмова Эльмира Ринатовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274718
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................3
Часть I. Музыкально-этнографический контекст (закономерности функционирования несен в традиции)........................20
Глава 1. Проблема авыл кве.................................22
Глава 2. Феномен такмака.....................................56
Глава 3. Игровые песни.......................................87
Глава 4. Полифункциональность и жанрово-стилевые
трансформации напевов...............................98
Часть II. Морфология татарской песни (закономерности формирования и актуализации структур)..................119
Глава 1. Вариативность поэтических текстов..................120
Глава 2. Автономность ритмических клише.....................145
Глава 3. Мелодико-структурные константы как механизм
передачи фольклорной традиции..............................170
ф § 1. Мелодические модели и их тиражирование............170
§ 2. Комбинаторность как структурообразующий
принцип мелодики. Интонационные связи песен............192
Заключение ....................................................203
Библиография....................................................215
Условные сокращения.............................................243
Нотное приложение...............................................244
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена исследованию песенной традиции Нового времени, и поныне актуальной для татарской культуры1. Со второй половины XIX в. в истории татарской народной музыки начинается качественно новый этап. Грандиозные преобразования, происходившие в обществе в этот переломный период, послужили толчком к стилевому обновлению всей музыкально-фольклорной системы. Наряду с усилением общих интеграционных процессов (консолидацией различных групп татар и формированием современной нации, выработкой норм единого литературного языка)2 складывается общенациональный песенный стиль. В результате проникновения в быт татар новых музыкальных инструментов (например, гармоники), возникновения и интенсивного развития новых жанров образовался огромный слой песен, имеющих наддиалектное значение.
В данной работе анализируются феномены, которые в татарской фольклористике обозначаются терминами: авыл кое (деревенский напев), такмак (его часто сравнивают с русской частушкой), уен квеу тугэрэк уен кое (игровой напев, хороводно-игровой напев), кыска квй (короткий напев), сал-мак кой (умеренный напев)3.
Все эти художественные явления, составляющие ядро новотатарской
1 Историки обычно связывают Новое время с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе, начиная с английской революции середины XVII в. Однако новые процессы, ознаменовавшие глубокие перемены в экономике, политике, культуре, сознании людей, проходили неравномерно в различных регионах и имели свою специфику. Так, для татарской духовной культуры эпоха Нового времени наступила с середины XIX в. Хотя начальные импульсы были ощутимы и ранее (во 2-ой половине XVIII - 1-ой половине XIX вв.), однако они не имели решающего воздействия, ибо почти во всех областях жизни татарского общества законсервировались структуры средневековья. См.: Юзеев А.Н. Татарская филососфская мысль конца ХУШ-Х1Х вв. Казань, 2001. С.61-65, 144, 170, 186; Макаров Г.М. К вопросу об изучении татарского музыкальноинструментального искусства позднего Средневековья // Музыкальная наука Среднего Поволжья: Итоги н перспективы. Казань, 1999. С.80-85.
2 Исхаков Д.М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. Казань, 1997. С.4-74;
Исхаков ДМ., Измайлов И.Л. Татары// Из истории Альметьевского региона. Каззнь, 1999. С. 16,
22.
5 Включая такмаки и игровые песни в наследие эпохи Нового времени, мы имеем в виду не жанры в целом, возникшие на более ранних стадиях фольклорной традиции, но только их позднестадиальные формы бытования.
халы к кушылып. Свлге мдыйганда да эцырлыйлар).
Встреча «разновозрастных» авыл кое происходит во время совместных застолий, благодаря чему традиционным репертуаром владеют представители разных поколений народных певцов. По их свидетельствам, за праздничным столом образуются певческие группы, объединяющие исполнителей одного возраста. Каждая такая группа попеременно запевает свои любимые песни - обычно это песни, бытовавшие в дни молодости. Представители старшего поколения исполнителей вспоминают песни своего круга добрачного общения. Они поют протяжные песни с грустными текстами. К слову заметим, что существующая дифференциация песен на олылар кое и яшьлэр коеу а также на озын кой и кыска кой отражает их разделение по эмоциональному строю (соответственно - грусть и радость).
Наряду с напевами, локализованными в репертуаре определенной певческой группы, имеется «общий» авыл юой, который знают и любят все. Как правило, это бодрый напев в стиле кыска кой (в данном примере - кыска урам кое). Его исполняют для поднятия настроения и общей динамизации застолья, когда возникает заминка — то слов не могут вспомнить, то мелодию подзабывают. В таких случаях говорят: «Давайте, наш авыл кюй споем!» («Ойдэгез, узебезнец авыл коен эк;ырлыйк\») и все хором подхватывают.
Озын кой и кыска кой
Как явствует из приведенного выше высказывания Ганеевой Ф., напевы, именуемые носителями традиции авыл кое, подразделяются на озын кой (букв. - «протяжный, долгий напев») и кыска кой («короткий напев»). Обратимся к другим свидетельствам:
- «Авыл квйлэренец щицелчэсе дэ бар аныц, сузып щырлана торгами бар. Авылда чыккамга авыл кве дип атала».
(«Среди «деревенских напевов» есть и облегченные, есть и протяжно пропеваемые. Так как возникли в деревне, то и называются «деревенским напевом».
д.Мамадыш-Лкилово (Мамадыш-Экил) Зеленодольского р-на
- «Авыл квенец озын итеп эцырлый торган щырлар да вар аныц, кыскараклар да
бар».
(«Среди деревенских напевов есть протяжно поющиеся песни и коротко (поющиеся песни]»).
д. Верхний Отар (Югары Утар) Сабинского р-на
В народнопевческой практике эта оппозиционная пара противопоставляется по роду исполнения: «длинного» или «короткого» распевания поэтического текста. Критерием дифференциации выступает количество звуков, попадающих на один слог текста.
Для народных певцов озын кой — это протяжно интонируемый напев. «Протяжность» понимается в значениии протянутости слогов: на слог текста попадает группа звуков, т.е. текст распевается (сузып эцырлыйлар). В «коротких» песнях - это быстро пропетый, проговариваемый текст (кыска гына эйтэлэр).
Кроме того, выделяемые исполнителями типы песен (а точнее, типы мелодий), определяются категориями «тяжелый» (авыр) и «легкий» (экрлцел). Понятие экрлцел кем, бытующее как синоним кыска кой, означает одновременно «легкий» по весу слог и «легкий» (простой )для исполнения напев. По мере нарастания распевов увеличивается удельный вес каждого слога и, соответственно, исполнение песни требует определенных физических затрат (тренированности дыхания). Поэтому характеристика авыр кой, синонимичная озын кой, имеет отношение и к «тяжести» веса слога и к трудности про-певания напева.
К числу «протяжных» озын квй был отнесен напев, известный как «Арча» («Арек» - название райцентра в Татарстане). По мнению композитора и фольклориста Дж.Файзи, песня с этим названием возникла в годы Великой Отечественной Войны. Куплеты по единой тематике подобрал певец У.Альмеев, и в этом виде песня обрела широкую популярность1.
1 Фэйзи Ж- Халык жвуЬэрлэре. Кунелем кыллары. Казан., 1987. С.112.