Ви є тут

Памятники русской паломнической письменности (XII-XVII вв.) в мемориализации христианского культурного наследия

Автор: 
Кочеляева Нина Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274943
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Стр.
ВВЕДЕНИЕ............................................................. 5
ГЛАВА Т. Русское паломничество в домонгольский период.............. 36
1. Исторические условия паломничества......................... 36
2. Хожепие игумена Даниила (1106-1107 гг.)................ 41
3. Житие Евфросиньи Полоцкой, как источник по истории паломничества во второй половине XII века........... 51
4. «Книга Паломник» Антония, архиепископа Новгородского.. 56
ГЛАВА ТУ. Путешествия в Константинополь и Святую Землю ХУУ-иервой половины XV веков....................................... 69
1. Константинополь в описании анонимного русского паюмника (рубежа X111-XIV вв.)............................... 70
2. Странник Стефана Новгородца (ок. 1350 г.).................. 82
3. Игнатий Смольнянин и первая редакция «Пименова хожения в Царьград» (1389-1391 гг.).......................... 88
4. Путешествие в Константинополь дьяка Александра (1391-1392 гг.).................................................... 95
5. Паломничества в Иерусалим в конце XIV века................. 96
6. Царьград, Афон, Солунь и Палестина в описании иеродьякона Зосимы (1419-1422 гг.)................. 104
ГЛАВА ТУТ. Паломничества в Иерусалим и на Синай во второй половине XV и во второй половине XVI веках........................ 119
1. Хожеиие инока Варсонофия в Палестину в 1456 году 120
2. Второе паломничество инока Варсонофия (1461-1462 гг.).... У 39
3. Хожеиие гостя Василья (1465-1466 гг.)..................... 145
2
4. Описания Палестины, Египта и Синая второй половины XVI века: благотворительные миссии Василия Познякова и Трифона Коробейникова..................................... 155
ГЛАВА IV. Паломничества ХУЛ века................................... 168
1. Паломничество Василия Гагары (1634 г.)................... 168
2. «Проскинитарий» Арсения Суханова: первая систематизация знаний о Святой Земле............... 182
2.1. Поездка на Восток.................................... 188
2.2. Изучение палестинских святынь: источники, методы, приемы................................................... 198
3. Иона Маленький и его описание Святой Земли............... 207
ГЛАВА V. Роль памятников русской паломнической письменности 216
в мемориализации христианского культурного наследия............
1. Предмет описания и проблема достоверности в сочинениях древнерусских паломников.................................... 220
2. Влияние паломнической письменной традиции на развитие знаний в Древней и Московской Руси.......................... 228
3. Маршруты паломников по Святой Земле: мемориальный статус...................................................... 237
3.1. Маршрут поклонения святыням внутри храмов Проба Господня в Иерусалиме и св. Софии в Константинополе.. 238
3.2. Паломничество на Страстной седмице в первой половине XVII века: истоки, становление, символическое значение................................................. 250
4. Феномен создания образов Святой Земли: зависимость от паломнической традиции...................................... 254
5. Типология объектов христианского культурного наследия... 261
3
памятники использовались в культовых целях не мусульманами, а крестоносцами.
Весьма интересна последняя глава книги Е.И. Малето «Хожения русских путешественников ХТТ-ХУ веков» - «Зарубежный Восток и Запад глазами русских путешественников XII-XV вв.» Само обращение к данной тематике заслуживает внимания, хотя изложенный здесь материал изучен не достаточно глубоко. Представленные в этой главе таблицы с перечнем упомянутых паломниками святынь не отличаются полнотой. Автором не указаны упомянутые в сочинениях паломников одни и те же святые места, но названные у них по-разному. За основу названий были взяты наименования у игумена Даниила, однако изменения названий святых мест не учтены. Непонятен также принцип, по которому выбирались эти достопамятности для анализа полноты приведенного материала или ее отсутствия в сочинениях древнерусских авторов. В качестве недостатка также следует отметить избирательный подход к изучению паломнической литературы, что лишает этот труд объективной оценки паломнических сочинений. Указанные недостатки не снижают научной ценности книги. Заслуживает огромного уважения и сама попытка систематизировать представленные в сочинениях древнерусских путешественников сведения о «достопримечательностях», то есть святых местах других стран. Более того, представленные таблицы свидетельствуют о том, что систематизировать можно только сведения, имеющиеся в паломнических описаниях. Следовательно, устойчивой традицией путешествия с устоявшимися правилами описания увиденных мест являлись только паломничества.
На сегодняшний день подход к изучению древнерусских хожений ко святым местам нельзя признать удовлетворительным. Если вполне разработанной и научно охарактеризованной являются те части сочинений древнерусских авторов, в которых встречаются упоминания о природных, этнических и прочих характеристиках стран, маршрутах достижения Палестины или Византии, то главному предмету паломнических описаний -
30
Святой Земле - не уделяется должного внимания. Между тем, именно эта часть описаний является наиболее важной среди культурно значимых явлений в средневековой Руси. «Выпадение» этого существенного пласта из поля научного внимания создало весьма курьезную картину содержания древнерусских хожений к святым местам: исследуются только сведения, которые сами паломники считали второстепенными, вспомогательными35. Специфика же паломнического описания, которое при внешнем сходстве с другими хожениями все же имеет существенные отличия, как правило, не затрагивается.
В отечественных исследованиях пока не появилось серьезного труда, в котором была бы разработана проблема духовной значимости этих сочинений в Древней Руси. Очевидно, что оторванность от духовной традиции в советский период и догматический подход к научным исследованиям сыграли свою роль в выборе предмета изучения при анализе сочинений паломников. Сложившаяся в советское время традиция исследования древнерусской литературы до сих пор определяет направление исследований хожений древнерусских авторов.
Общими усилиями филологов и историков, как отечественных, так и зарубежных, научная общественность на современном этапе пришла к пониманию уникальности произведений древнерусской путевой литературы. Важным этапом стало осознание необходимости детального изучения этого вида нарративных источников, обладающих большой информативностью.
Таким образом, анализ источниковой базы и историографии темы показывает, что наиболее яркие всплески интереса к изучению русских хожений отмечаются в середине XVII столетия, в конце XIX - начале XX веков и в настоящее время. Однако все усилия предыдущих исследователей сводились, главным образом, к изучению источниковедческих вопросов, а также касались биографических, политических, географических,
Малего Е.И. Русские средневековые хожения в теркале отечественной и тарубежзюй науки. // Вопросы истории. 2004. № 3. С. 155.
31