Ви є тут

Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX вв. : Художественно-стилистические особенности

Автор: 
КозловаАфанасьева Елена Михайловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275028
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
2
*
Введение......................................................... 3
1. Формирование традиций орнамента
в декоративном искусстве Западной Сибири до начала XX в.
1.1. Сложение орнаментальных мотивов до XVII в......... 19
1.2. Социально-этнические факторы развития традиций орнамента
в декоративном искусстве Западной Сибири после XVII в 24
2. Художественные центры и школы
архитектурной деревянной резьбы юга Тюменской области 37
2.1. Деревянная резьба Тюмени........... 41
2.1.1. Деревянная резьба в округе Тюмени 72
2.2. Ярковская деревянная резьба 79
2.3. Деревянная резьба Исетского района 86
ь 2.4. Деревянная резьба Ялуторовска и его округи 90
2.5. Деревянная резьба Ишима и его округи 94
2.6. Деревянная резьба Тобольска и его округи.................. 100
3. Художественно-стилистические особенности декоративных форм архитектурной резьбы.......
3.1. Особенности композиции наличников 107
3.2. Особенности композиции других элементов фасада 117
3.3. Основные мотивы резьбы.......... 125
Заключение.............................. 133
Примечания............................. 139
Библиографический список................ 143
Принятые сокращения..................... 153
Приложение «Художественно-стилистические особенности архитектурной деревянной резьбы Тюменского региона»
(таблицы)..................................................... 154
Ф
Введение
Памятники деревянного зодчества активно разрушаются из-за усиления техногенного и антропогенного воздействия. Сибирь в этом отношении - не исключение. Исчезает огромный и чрезвычайно важный пласт традиционной русской культуры. В связи с этим задача его фиксации и всестороннего изучения приобретает особую актуальность.
Деревянное зодчество, в том числе и русское, будучи тектонически единым в силу специфики строительного материала, тем не менее всегда регионально, обладает особенностями, отражающими влияние местных условий. В значительной мере эти особенности проявляются в декоративном убранстве, главным образом - в резьбе по дереву. Архитектурная деревянная резьба в России широко распространилась со второй половины XIX в. Ее формы, приемы и мотивы не только в каждой области, но и в каждом районе отличались своеобразием. Однако именно региональная специфика этого искусства изучена недостаточно. Так, крайне неравномерно исследована Сибирь - огромный «заповедник» русской народной архитектуры. Обширность территории, многочисленность и многоликость дошедших до нас памятников, несомненно, являются главными причинами, затрудняющими освоение сибирского наследия.
Лесные богатства Сибири способствовали широкому применению дерева в быту, архитектуре. Высокая культура деревообработки, в том числе и художественной, принесенная в отдаленный край переселенцами из европейской части России, здесь не только сохранилась, удержав в себе многие древние формы, приемы и образы русского народного искусства, но и развивалась, постепенно сформировав собственные - «сибирские» - черты.
Коль скоро в процессе колонизации Сибирь принимала выходцев практически из всех областей страны, то на ее огромную территорию заносились и, сталкиваясь, переплетались локальные черты культуры, бытовавшие в среде жителей Поморья, Поволжья, центральных и южнорусских
Первая глава. Формирование традиций орнамента в
декоративном искусстве Западной Сибири до начала XX в.
1.1. Сложение орнаментальных мотивов до ХУИ в.
Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению искусства резьбы, необходимо вкратце остановиться на истории культурно-этнических контактов в регионе. На территории Западной Сибири и современной Тюменской области на протяжении тысячелетий обитали, сменяя друг друга, многие народы, разные по этническому составу. Формирование культурных традиций на ранних этапах истории региона складывалось на основе взаимодействия местных культур урало-сибирских племен с уграми и скифами, монголоязычными и тюркоязычными народами. Здесь сплетались художественные традиции охотников и рыболовов таежной зоны и кочевников лесостепной и степной полосы, что обеспечивало разнообразие орнамента.
Известно, что земли Прииртышья, Притоболья и Приобья были заселены еще в эпоху неолита. Своеобразие археологических находок (мозаичный орнамент с заштрихованными ячейками, мотив взаимопроникающих треугольников на ямочно-гребенчатой керамике) позволило ученым выделить местные лесные культуры из культур урало-сибирских таежных племен. Носители этой орнаментальной традиции принадлежали к европеоидному типу, занимались охотой и рыболовством, вели полуоседлый образ жизни. Обнаруженные позднее памятники родственной им большеларьякской культуры Среднего Приобья подтвердили гипотезу о местных истоках оригинального ленточного орнамента, позднее локализованного в обско-угорской культуре [92; 112]. В эпоху бронзы волнообразные миграции земледельческих и скотоводческих племен с юга, привели к сложению новых культурных образований, ставших результатом взаимодействия поздненеолитических местных северных культур, характеризуемых ямочно-
гребенчатой керамикой, и южных - андроновских, давших всплеск геометрического орнамента.
Следующие волны пришельцев возникают в I тыс. до н.э., в период раннего железа, сначала саргатских кочевников с юга (УШ - У вв. до н.э.), оставивших памятники скифо-сибирского звериного стиля, затем северных племен - из районов Нарымско-Сургутского Приобья (III - II вв. до н.э.). Территория распространения памятников саргатской культуры охватывает огромную полосу лесостепи Западной Сибири от восточных предгорий Урала до среднего течения реки Оми в Барабинской лесостепи. Северная граница непосредственного влияния саргатской культуры - район Тобольска. Большое число саргатских поселений обнаружено по течению Тобола, Исети, Ишима и других рек. Изделия саргатской культуры дают уникальные образцы скифосибирского звериного стиля. Сибирские коллекции включают бронзовые и золотые бляхи с различными вариациями зооморфных превращений, столь характерных для степной и лесостепной части Евразии, браслеты, гривны, бронзовые зеркала и костяные булавки, остатки богато вышитой одежды. Стилистика предметов декоративно-прикладного искусства позволила ученым высказать предположение о существовавших в то время связях саргатских кочевников с народами Ирана, Средней Азии, Индии. Определенное сходство прослеживается и со странами Средиземноморья и Переднего Востока, особенно в растительной орнаментации.
Наибольшей самобытностью отличалась кулайская культура1. Экспансия северных племен на юг, начавшаяся в конце III в. до н.э., привела к формированию кулайского единства, охватившего обширную территорию: от Обской губы на севере до большей части Верхнего Приобья на юге, все таежное и часть лесостепного Прииртышья на западе. Во II в. до н. э. кулайцы пришли к устыо Тобола и вытеснили живших здесь ранее саргатов. Этническое определение кулайской общности - одна из самых дискуссионных проблем в отечественной археологии. Ареал ее распространения совпадает с территорией расселения хантов на момент их знакомства с русскими. В последнее