Ви є тут

Анализ творческого наследия композитора в контексте теории социально-исторической обусловленности развития искусства : На примере произведений А.В. Анохина

Автор: 
Виницкая Наталья Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275369
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................3
1. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУ СЛОВ ЛЕННОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ИСТОЧНИКИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИСКУССТВЕ........................................................11
1.1 Социально-историческая обусловленность творческой деятельности в искусстве особенностями и уровнем развития эстетической жизни общества. 14
1.2. Фольклор как часть эстетической жизни общества и источник развития искусства....................................................30
1.3. Первобытные религии и шаманские мистерии как часть эстетической жизни общества и источники развития музыкального творчества..41
1.4. Предпосылки использования фольклора русскими композиторами XIX-начала XX века...............................................58
2. ФОЛЬКЛОР И ШАМАНИЗМ АЛТАЙСКОГО НАРОДА КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА. ..72
2.1. Особенности художественной выразительности музыкального фольклора коренного населения Алтая....................................72
2.2. Виды преломления фольклорных интонаций в авторских произведениях алтайских композиторов.......................................92
3. МУЗЫКАЛЬНАЯ ТРИЛОГИЯ A.B. АНОХИНА - ПРИМЕР НОВАТОРСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА И ШАМАНСКИХ МИСТЕРИЙ АЛТАЙСКОГО НАРОДА............................108
3.1. Традиции русской классической школы и алтайской народной музыки в сюите «Хан-Алтай»...........................................112
3.2. Музыкально-сценическая поэма «Хан-Эрлик» как художественный поиск новых выразительных средств для характеристики психологических образов героев......................................................130
3.3. Традиции шаманизма и мифологической картины мира в музыкальных картинах по шаманским мистериям «Талай-Хан».................151
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................175
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................182
ВВЕДЕНИЕ
Аюуальность темы исследования. Пристальный взгляд в прошлое с целыо извлечения из него уроков на будущее - характерная черта социальных наук нашего времени. Поэтому не иссякает интерес и к той художественной культуре, которая складывалась на рубеже XIX-XX веков. Это время с одной стороны характеризовалось мотивами урбанизации и погоней за техницизмом, с другой - идеей преемственности через новое видение образов и выразительных средств фольклора, способов его переосмысления в контексте новых эстетических взглядов.
Не находя выражения в «образе жизни», национальная специфика может проявляться в культурных феноменах, которые могут существовать только в форме артефактов. Возможность создания произведений, отличающихся национальным своеобразием музыкального языка, и в то же время обращенных к широкой слушательской аудитории привлекала не одно поколение музыкантов. Показательными в этом плане являются бессмертные слова М. Глинки: «Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем».
Особый интерес представляют произведения русских авторов, творчески переосмысливавших в своих сочинениях фольклорные первоисточники другого народа. Эта одна из характерных черт русской композиторской школы. Однако, если в XIX-начале XX вв. в большей степени присутствовал «восточный ориентализм», то с 20х годов прошлого века не меньший интерес начинает представлять фольклор «малочисленных народов» на этапе формирования в них композиторских школ европейского типа. Одной из таких школ, чье формирование пришлось на начало прошлого века и происходило при непосредственном участии русских музыкантов, была алтайская профессиональная музыкальная школа.
С этапом становления качественно нового музыкального профессионализма на Алтае связано творчество A.B. Анохина (1869-1931) - этнографа, исследователя и композитора, первого из русских музыкантов, обратившегося к музыкальной культуре этого древнего народа. В его музыкальных сочинениях
19
ния в том, что в целом отрицательное отношение к урбанистическому социальному времени и пространству имело глубокий социальный смысл. Их восприятие ассоциировалось с уродливыми сторонами городской жизни. Ускорение производственной жизни в связи с техническим прогрессом народами не воспринималось эстетически положительно и не выступало для художников демократического образа мыслей побудительной причиной к художественному творчеству.
Другое дело - отношение советских художников и композиторов к индустриальным мотивам в 20-30 годы. Строительство промышленных гигантов воспринималось как прекрасное дополнение к нетронутой природе. Напор новых мотивов, вызванных индустриализацией страны, был так велик, что вызвал и обратную реакцию в эстетической жизни общества - возрождение народного творчества и опоры на него.
Очень показательно, что на съезде писателей в 1934 году А.М. Горький призвал советских поэтов и музыкантов создавать новые песни, опираясь на образцы народного искусства [цит по. 53, С. 68]. Итак, были обозначены два, параллельно развивающихся направления. Первое было связано с мотивами строительства новой жизни, с ее стремительным темпом, техницизмом и урбанизацией. Другое - взгляд в прошлое (чаще - героическое) и опора на народные образы и средства выразительности. На этой волне были созданы как произведения камерных, так и крупных музыкально-сценических жанров. Среди последних, связанных с отечественной историей, можно назвать оперы «Орлиный бунт» А. Пащенко, «Декабристы» В. Золотарева, «Степан Разин» П. Триоподи-на и другие. Кроме того, формировались композиторские школы в национальных республиках. Появившиеся оперы «Дайси» 3. Палиашвили - в Грузии, «Алмаст» А. Спендиарова в Армении - оперы ярко национальные по колориту, крепко связанные с народным творчеством своего края и опирающиеся на реалистический тип драматургии (влияние русской школы).
При этом народные образы и национальные средства выразительности использовались с учетом потребностей и вкусов изменившегося, эволюциони-
20
рующего общества. То, что было достаточно для объективирования содержания в прошлом, в последующие эпохи уже не может удовлетворить массового зрителя, так как не будет соответствовать уровню его познавательной деятельности, в том числе его чувственного восприятия.
Говоря о роли эстетических потребностей людей как «двигателе» развития искусства в его социально-исторической обусловленности, со второй половины XIX века особое значение для российской художественной культуры приобрели национально-этнические черты эстетических потребностей. Во многих отношениях это чисто российская проблема, обусловленная как огромным количеством национально-этнических образований в составе нашего государства, так и наиболее ярким проявлением элементов Евразийской цивилизации у входящих в ее состав народов, сохраняющих на протяжении многих веков свою традиционную духовную культуру. Не случайно это нашло практическое отражение в творчестве композиторов «Могучей кучки», художников объединения «Мир искусства», мастеров Урала, Сибири и Дальнего Востока, отражавших в своих произведениях эстетические потребности коренных народов российской провинции.
Влияние на искусство, на творческие процессы создания произведений, исторически развивающихся эстетических потребностей людей - процесс сложный и противоречивый. Социальная эстетическая энергия общества образуется от взаимодействия личностных проявлений человеческого сознания, эмоциональных и интеллектуальных сил тех, кому адресуются создатели художественных произведений и внутренних духовных сил самих создателей произведений, но глубоко личностный характер творческой деятельности в искусстве не отменяет ее общественно-исторической обусловленности.
Это противоречивое слияние индивидуально-личных и общественных созидательных сил эстетической и художественной деятельности находит свое воплощение в природе художественной талантливости, в формировании эстетических вкусов и взглядов художника как личности, которые обеспечивают его вхождение или примыкание к тому или иному художественному методу и