Ви є тут

Художественная жизнь Томска в переломные годы истории Сибири : 1917-1922

Автор: 
Овчинникова Лилия Ивановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276486
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение...............................................................3
Глава 1. Художественная жизнь Томска «при первых большевиках» (декабрь 1917 - нюнь 1918).
1.1 Сущность понятия «художественная жизнь» и основные признаки переходного периода...................................................22
1.2 Художественная жизнь накануне Октябрьской революции и характер переломных процессов при «первых большевиках».........................27
1.3 Сибирская народная художественная академия как итог реформирования системы художественного образования...................................61
1.4 Картинная галерея - первый опыт создания музейной коллекции........72
Глава 2. Художественная жизнь Томска в период власти белогвардейских правительств (июнь 1918-декабрь 1919)
2.1 Перемены в различных сферах художественной жизни в новых социополитических условиях.........................................81
2.2 Институт исследования Сибири как новая форма объединения художественных сил....................................................87
2.3 Выставочный сезон 1919: многообразие видов и форм.................88
2.4 Восстановление некоторых форм художественного образования........100
Глава 3. Художественная жизнь Томска после восстановления Советской власти (декабрь 1919 - 1925)
3.1 Создание секций ИЗО, их деятельность в области охраны памятников. 104
3.2 Организация конкурсной и выставочной работы......................118
3.3 Студийные и другие формы художественного образования.............122
3.4 Выявление и собирание художественных ценностей, начало музейного строительства........................................................127
3.5 Изменения функций основных культурных институтов в период
НЭПа.................................................................130
Заключение...........................................................141
Список сокращений....................................................146
Список источников и литературы.......................................147
9
Приложения
Приложение 1
Биографический словарь художников, работавших в Томске (1917 - 1925).. 166 Приложение 2
Материалы к справочнику выставок в Томске (1917 - 1925)..............196
Общая характеристика исследования
Актуальность исследования
XX век уже в первые десятилетия заявил о себе как об эпохе перманентной переходности, что в высшей степени проявилось в годы Гражданской войны. Именно в это время переходные процессы обрели характер перелома и охватили всю страну. Одним из центров событий оказалась Сибирь. В течение 1917 - 1922 годов в регионе трижды менялся политический режим, но культура продолжала функционировать, удовлетворяя духовные потребности общества. Поэтому представляется актуальным выявить феномен ее жизнеспособности и особенности функционирования в экстремальных условиях.
Переходные ситуации в истории культуры и связанные с ними противоречия в развитии искусства имеют прямое отношение к художественной жизни. Проблема переходности постоянно привлекала внимание историков, культурологов, социологов и представителей других смежных дисциплин, но применительно к художественной жизни обозначилась только в последнее время1.
Изучение художественной жизни Томска в годы Гражданской войны затруднено малой степенью ее исследованностыо в этот период вообще и тем, что ее трактовка долгое время зависела от политических и идеологических факторов. Наряду с другими составляющими культурной жизни она выходила за рамки понятия «советская художественная культура», которым обозначалась социалистическая по своей идейно-художественной направленности культура. Левое искусство периода Гражданской войны, а также искусство последующего времени, не соответствовавшее принципам социалистического реализма, называлось искусством советской эпохи. Его проявления воспринимались как
1 Этой проблеме были посвящены конференции «Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории» (2000) и «Циклы в истории, культуре и искусстве» (2002), организованные Государственным институтом искусствознания Министерства культуры РФ совместно с Научным советом РАН, материалы которых были опубликованы в сборниках «Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах» (М., 2002) и «Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве» (М., 2004).
обобщающих трудов по художественной жизни Сибири и России XX века; ряд материалов может стать важной составляющей при подготовке специальных учебных курсов, учебных пособий для высших и средних художественных заведений, при написании специальных учебных пособий; они могут стать необходимыми при подготовке широкого круга работ научно-справочного характера, включая словари, справочники по выставкам; установленные факты позволяют скорректировать имеющиеся издания в аспекте фактологии; материалы могут иметь широкую сферу применения в музейной практике, в выставочной деятельности.
Апробация результатов исследования Различные аспекты исследуемой проблемы обсуждались и представлялись автором в ряде проектов, выступлениях и докладах на конференциях различного уровня.
В основе разработки темы лежит собственная практика автора по созданию концепции выставочных проектов, построению экспозиции и проведению ряда выставок в залах Томского областного художественного музея, самая значительная из которых - выставка-публикация «Казимир Зеленевский и его школа» (май-июнь 1998). На ней впервые полностью были показаны произведения художника из собрания Томского художественного музея, а также работы его учеников. С привлечением архивного и фотографического материала был реконструирован томский период творческой биографии, был предпринят опыт воссоздания состава городской картинной галереи, созданной при его участии.
Диссертантом разработан проект «Художественная жизнь Томска. 1917 — 1918», получен и с привлечением творческой группы выполнен грант Российского гуманитарного научного фонда (№98040000131). В 1993 году в Омске на Всероссийской научно-практической конференции «Культура и интеллигенция России в переломные эпохи (XX век)» был сделан доклад «Скульптурное отделение Сибирской народной художественной академии». В 1999 году в Томске на Международной научно-практической конференции