Ви є тут

Общество русских скульпторов (1926-1932)

Автор: 
Лысенко Людмила Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1985
Артикул:
321011
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Вступление .................................................. 2
Глава I. Московская скульптура 1917-1925 годов ......... 28
Глава П. Государственная художественная выставка
современной скульптуры ........................... 49
Глава Ш. П выставка ОРС. Станковая скульптура 1927
года ............................................. 91
Глава ІУ. Ш выставка ОРС. Станковая скульптура 1929
года ........................................... III
Глава У. ІУ выставка ОРС. Активный выход к советской
тематике ........................................ 132
Глава УІ. Пути развития советской скульптуры в после-орсовский период. Станковая скульптура на
выставках 30-х годов .................... 152
Заключение .............................................. 176
Библиография .............................................. 183
Приложения:
Часть I. Каталоги выставок ОРСа ............. 243
Часть П. Биобиблиографический словарь
участников выставок ОРСа .......... 360
ВСТУПЛЕНИЕ
Общество русских скульпторов /ОРС/, основанное в 1926 году по инициативе В.Н.Домогацкого, М.Д.Рындзюнской, А.Н.Злато-вратского, И.С.Ефимова, В.И.Мухиной и других ведущих мастеров Москвы, занимает видное место в художественной жизни советской России 20-х годов. Хотя его творческая практика ограничивалась в основном проведением скульптурных выставок /общество организовало четыре выставки - в 1926, 1927, 1929 и 1931 годах/, она характеризует важный период в истории развития русской советской скульптуры, начиная с дореволюционного времени и кончая 30 - началом 40-х годов.
Общество русских скульпторов попыталось включить в себя все качественно ценное, что имелось в советской скульптуре к середине 20-х годов, без различия направлений. Отбор определялся не фактом принадлежности к определенному течению, а желанием опособствовать развитию данного искусства.
В числе участников общества ведущую группу составляли воспитанники С.М.Волнухина и Паоло Трубецкого: А.С.Голубкина,
С.Т.Коненков, В.Н.Домогацкий, Б.Д.Королев, И.С.Ефимов, А.Н.Зла-товратский, Н.В.Крандиевская, М.Д.Рындзюнская. В другую группу входили художники, прошедшие свои университеты в частных студиях живописи и скульптуры Москвы и Петербурга, в Париже - в частных студиях Коларосси и Жюльена, в студии Антуана Бурделя; в Академии искусств и в Академии декоративных искусств: В.И.Мухина, С.Д.Лебедева, И.М.Чайков, Г.И.Кепинов, И.Д.Шадр, С.Ф.Бу-лаковский, Н.Й.Нисс-Гольдман, Б.Ю.Сандомирская и другие. Им было хорошо знакомо и близко творчество современных западных
*2
своем развитии все время рядом с монументальной, впервые по-настоящему раскрывает свои возможности, начинает приобретать свое неповторимое лицо и осваивать все богатство пластических форм .
ххх
Оценивая в целом вышеназванные исследования и статьи, нужно сказать, что вполне правомерно желание обратиться к специальному изучению деятельности Общества русских скульпторов, которое во многом расширяет и углубляет как общую картину становления и развития советской скульптуры, так и представление о творческой эволюции и роли отдельных скульпторов в этом процессе, В современном искусствознании продолжает существовать досадный разрыв между достаточно подробным, постоянно пополняющемся знании о творчестве ведущих мастеров - Голубкиной, Коненкова, Матвеева, Домогацкого, Лебедевой, Чайкова, Н.Андреева, Мухиной, Ватагина, Ефимова, Евангулова, Эрьзи, Королева - и далеко неполном, а порой и приблизительном представлении о работе живущих рядом с ними скульпторов, творческий расцвет которых приходится именно на 20-30-е годы.
Основная направленность деятельности ОРСа, существующего в первую очередь как выставочное объединение и предоставляющего своим участникам полную свободу выбора, определила и харак-^ тер данного историко-художественного исследования. Его цель -определить серьезный вклад мастером ОРСа в сложение метода социалистического реализма и его значение для дальнейшего развития советской скульптуры. Исходя из этой цели в диссертации ставятся следующие задачи:
^ Аболина Р.Я. Скульптура, ч В кн.: Советское изобразительное искусство 1917-1941. М., 1977, с. 96.
23
- подробно рассмотреть работы скульпторов, представленные на четырех выставках ОРСа и выявить основные этапы творческой эволюции отдельных мастеров;
- путем искусствоведческого анализа выявить широкий круг национальных и европейских традиций, послуживших основой для становления реалистического языка советской скульптуры и ее выхода к решению актуальных задач современности;
- определить значение педагогической деятельности мастеров ОРСа в воспитании скульптурной молодежи Вхутемаса-Зхутеина;
- раскрыть место станковой скульптуры в искусстве 20-30-х годов, важность ее опыта для развития монументальной, декоративной скульптуры, малой пластики, для поднятия уровня профессионального мастерства советских ваятелей, а также показать ее жанровое разнообразие;
- определить актуальность творческой практики ОРСа для творчества современных скульпторов.
Теоретической и методологической основой для решения этих задач послужили труды классиков марксизма-ленинизма, учение Ленина о социалистической культуре, о коммунистической партийности и народности искусства, собрание отатей А.В.Луначарского, партийные решения и постановления в области искусства.
Работа над диссертацией построена на основе активного привлечения документальных материалов, хранящихся в ЦГАЛИ, ЦГАОР, ЦГА РСФСР, отделах рукописей ПТ и ГРМ, фонде документальных материалов Специальной научной библиотеки МОСХ, Специальном научном архиве Академии художеств СССР в Ленинграде, в личных архивах В.В.Домогацкого, П.Г.Рындзюнского, В.С.Булаковского, Е'.А.Якерсон, периодики 20-30-х годов, опубликованных статей орсовцев, каталогов выставок ОРСа, каталогов советских и зару-