Ви є тут

Трудовая мобильность на промышленных предприятиях мегаполиса : На примере г. Москвы

Автор: 
Халикова Алия Манировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276686
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.........................................................2
I гл. Трудовая мобильность как социально-экономическая проблема.........................................................11
1.1 Теоретико-методологические основы исследования трудовой мобильности......................................................11
1.2 Факторы трудовой мобильности.................................33
1.3 Социологическое измерение трудовой мобильности...............53
II гл. Специфика трудовой мобильности на промышленных предприятиях мегаполиса..........................................76
2.1 Мегаполис - как социотерриториальный комплекс................76
2.2 Трудовая мобильность и экономическая безопасность в условиях мегаполиса.......................................................88
2.3 Регулирование трудовой мобильности на предприятиях мегаполиса......................................................110
Заключение......................................................131
Список
литературы......................................................137
I
Приложение......................................................151
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена особенностью становления рыночных отношений в экономике России, состоянием рынка труда, процессами миграции трудовых ресурсов, а также резким обострением проблем кадрового обеспечения предприятий, от которых в определенной степени зависит их конкурентоспособность, способствующая устойчивому развитию экономики страны. Сегодня вновь актуализируется проблема дефицита
высококвалифицированных кадров, связанная с периодом рыночных преобразований, поскольку на протяжении длительного времени не уделялось должного внимания вопросам подготовки и переподготовке кадров, отбору и их целевому использованию. По оценкам экспертов, наиболее актуальными и важными исследованиями среди социальных проблем труда на данном этапе являются исследования проблем текучести кадров.1
Формирование современной инфраструктуры рынка труда, как известно, началось лишь в начале девяностых годов после принятия закона «О занятости населения в РФ». В настоящий момент в нашей стране рынок труда, в целом, становится все более цивилизованным и приближается к окончательному оформлению: появились и прочно закрепились в рыночной структуре такие учреждения рынка труда, как биржи труда, центры занятости и другие органы, ведающие вопросами занятости. Однако экономические реформы, проводимые в стране, вызвали и обострили целый ряд негативных процессов в сфере труда, а именно: значительно ухудшились условия и культура труда, снизилось качество трудового потенциала, произошла депрофессионализация рабочей силы, усилилась эмиграция научных
1 Башмстов В.И. Изменение в экспертных оценках актуальности исследования социальных проблем труда. Социологические исследования. -К“5, 2005, с. 91.
из них или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной или политической области деятельности.
Нет единства взгляда и на такие понятия как «трудовая мобильность» и «профессиональная мобильность». Во многом они совпадают и означают движение, однако понятие трудовая мобильность, на наш взгляд, несколько шире, чем понятие профессиональная мобильность, которая предполагает движение квалифицированной рабочей силы (как внутри предприятия, так и за его пределами). Хотя некоторые авторы не разводят эти понятия, считая их синонимами.
Как научную проблему движение рабочей силы впервые стали исследовать физиократы (П.Баугильгер и Ф.Кенэ), их интересовала трудовая мобильность между сельским хозяйством и промышленность. По их мнению движение рабочей силы происходило в результате более высокой производительности труда в промышленности, по сравнению с сельским хозяйством. Родоначальником теории мобильности рабочей силы, по всеобщему признанию, является А.Смит, которым было отмечено два существенных свойства мобильности рабочей силы - общественное разделение труда и экономическое обособление индивидов.
А.Смит в экономической науке поднял разделение труда до уровня основополагающей категории. В его теории мануфактурному разделению труда отводилась исключительная роль. Активное применение машин и механизмов облекчало труд и увеличивало производительность. В тоже время развитие мануфактуры приводило к исчезновению целых сфер деятельности старинных отраслей промышленности и становилось одной из предпосылок мобильности рабочей силы. Другой предпосылкой возникновения мобильности рабочей силы , по мнению А.Смита, является экономическое обособление индивида, представленного им в концепции “экономического человека”. А.Смит показал, что росту спроса на рабочую
15
силу противостоит предложение труда. Противоречие между спросом и предложением рабочей на рынке труда разрешается посредством установления цены труда. Материальное стимулирование труда — это итоговый результат мобильности рабочей силы и вместе с тем ее постоянно воспроизводимая предпосылка.
Мобильность рабочей силы определяет и способ функционирования рынка труда. При этом большое значение имеет ценовой механизм -определение заработной платы как цены труда и ее структуры. Именно разница в оплате труда играет важную роль в движении рабочей силы.
А.Смит выделил два аспекта мобильности рабочей силы: производственный и социально-психологический, которые впоследствии и легли в основу двух направлений исследования проблем мобильности как в отечественной, так и зарубежной науках.
Так, производственный аспект мобильности рабочей силы основательно был исследован марксисткой школой. К.Маркс использовал понятие “мобильность” и особенно широко “подвижность” для харакгеристики состояния средств производства, рабочей силы, процесса взаимного их движения. В самой подвижности рабочей силы на первое место он ставил перемещения, вызванный переменой труда, которые существенным образом влияют на положение рабочего. Марксисткая школа рассматривает мобильность рабочей силы на рынке труда как результат действия закона перемены труда, который выслушает вследствие переворотов в материально-технической базе производства, выражая причинно-следственные связи между изменениями в средствах труда и технологиях, с одной стороны, и в содержании труда - с другой. Таким образом, мобильность рабочей силы, согласно Марксу, представляет собой систему экономических отношений, которая подвергается действию общих и специфических законов, вызывающих движение рабочей силы.
16