Ви є тут

Виртуальные фановские практики в контексте молодежной культуры : на примере русскоязычного сегмента Интернет

Автор: 
Пипенко Мария Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278103
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение.......................................................... 3.
Глава I. Теоретико-методологические подходы к исследованию молодежных сообществ в теориях молодежной культуры и
субкультуры......................................................20.
§1.1. Концепции исследования молодежных культур и субкультур в
социологии молодежи...............................................20.
§1.2.0собенности подхода к изучению молодежи в теориях массовой
культуры.........................................................51.
§1.3. Типология молодежных сообществ..............................63.
Глава И. Феномен фанатства в современных Медиа....................73.
§2.1. Роль СМК в повседневных молодежных практиках................73.
§2.20бщая характеристика феномена фанатства.......................82.
§2.3. Возникновение новых типов молодежных виртуальных сообщество
на рубеже ХХ-ХХ1..................................................90.
Глава III. Анализ виртуальных фановских практик в контексте
молодежной культур...............................................105.
§3.1.История и методы исследования Интернет......................105.
§3.2.Анализ виртуальных фановских практик........................121.
Заключение......................................................174.
Список литературы.............................................. 182.
Приложения......................................................200.
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. На протяжении последних двадцати лет современное российское общество находится в состоянии системной и структурной трансформации, изменения пространства нормативности. Начало нового столетия ознаменовалось ростом внимания к так называемому «молодежному вопросу». Молодежь стала одним из важнейших субъектов потребления, от экономических, политических и культурных выборов которого во многом зависит благополучие всего общества. Сегодня изучением этой темы занимаются исследовательские центры в России и за рубежом. В центре внимания оказываются наиболее актуальные социальные проблемы молодежи, разработка прогнозов поведения различных групп. Традиционно в рамках проводимых исследований анализируются молодежные культурные практики, не вписывающиеся в существующую нормативность. Новые проявления индивидуальной и групповой идентичности воспринимаются как угроза стабильному существованию «взрослого» общества. Опасения, связанные с чрезмерной активностью молодежи, нередко носящей экстремистскую направленность, вызывают многочисленные паники.
Развитие информационного поля (медиа, реклама, видео, Интернет), появление разнообразных практик, связанных со спецификой освоения культурного пространства, обусловили новые темы в исследованиях молодежи.
Индустрия досуга предлагает сегодня множество стилей и направлений. Музыкальные, литературные, спортивные, кинопредпочтения являются не просто выражением личного вкуса молодых людей, но во многом определяют их стиль поведения, жизненную стратегию, ценностные ориентации. Развитие сети Интернет привело к созданию виртуального пространства, ставшего культурной сценой для выражения молодежных идентичностей. Легко меняющееся, неконтролируемое взрослыми, оно стало территорией, где реализуются
20
Глава I. Теоретико - методологические подходы к исследованию
фанатства в теориях молодежной культуры и субкультуры
§ 1.1 Теоретические рамки анализа молодежных культ>р в социальных исследованиях ХХ-ХХ1 веков.
Интерес к изучению нового социального феномена молодежной культуры обозначился в начале прошлого века. Это внимание не ослабевает до сих пор. Молодежный вопрос и связанные с ним политические, теоретические и культурные проблемы актуализируется вместе с новыми формами молодежной активности. Как западные, так и отечественные ученые стремились представить свои версии определения молодежи в качестве социальной группы, описать особые формы взаимодействия, характерные для ее формирования, понять смысл и направленность молодежных практик. Эволюция взглядов на молодежь претерпевала значительные трансформации. Со временем менялись подходы и интерпретации.
Устойчивые конструкты, такие как возраст, гендер, класс, использующиеся для объяснения молодежной активности, менялись на более гибкое понятие субкультуры и совсем пластичные «неоплемена», «стиль жизни», «культурные сцены», «клубные культуры», «вкусовые культуры» и т.д. Вслед изменению концептуальных рамок менялся и предмет анализа. Так, например, в результате последовательной критики субкультурного конструкта ученых английской школы культурных исследований6, в фокус внимания начали попадать молодые женщины,
6 Бирмингемский Центр Современных Культурных Исследований (ВСССБ), Бирмингемский Университет, Великобритания (1964-2002).
21
исключенные группы, «небелая молодежь», жители нецентральных стран, молодежь нетрадиционной сексуальной ориентации и др.
Большая часть исследований и текстов, посвященных молодежной тематике отмечены проблемным взглядом на саму природу молодости. Можно сказать, на протяжении всей истории социологических, социально-политических и культурологических подходов к изучению молодежных формирований и практик доминировал девиантный конструкт молодежной идентичности
Предлагаемый нами взгляд на современное молодежное пространство, отличает отказ от априорной проблематизации молодежи как некоей единой социальной группы, признание множественности измерений, вдоль которых можно исследовать разные типы молодежных формирований и солидарностей, стремление к пониманию не столько эпатажных, сколько повседневных характеристик жизни российской молодежи.
В данной главе будут рассмотрены основные зарубежные и отечественные концепции и подходы к исследованию молодежных культур и субкультур в социологических и социально-культурных теориях XX века, посвященных молодежной тематике.
Проведенный теоретико-методологический анализ социологических исследований молодежи позволяет говорить об их достаточно широкой представленности в зарубежной и отечественной науке. Так, в зарубежной науке выделим ряд сменяющих друг друга подходов: биопсихополитический или «возрастной», классовый, субкультурный, постмодернистский (или постсубкультурный) и стилевой.
Обратимся к краткому рассмотрению направлений в рамках возрастного подхода: психобиологическое, структурный функционализм и исторический подход.
Возрастной подход предполагает, что в основе выделения молодежи как отдельной социально-демографической группы лежит некий возраст