Ви є тут

Архитектура зрелищных сооружений и синтез искусств на электронной основе

Автор: 
Ланин Август Васильевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1984
Артикул:
279125
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .................................................. 3
ГЛАВА I. Предпосылки становления синтеза искусств
на современной технической основе . . ........... II
1.1. Проблема оптимизации психологического климата архитектурной среды на современном этапе ... II
1.2. Эволюция форм синтеза искусств в истории архитектуры ......................................... 19
ГЛАВА П. Метод функционального синтеза искусств на
современной технической основе .................. 40
2.1. Принципы формообразования синтеза архитектуры, музыки и цветодинамики на современной технической основе ........................ 40
2.2. Художественное содержание объектов функционального синтеза и специфика их восприятия . . 55
ГЛАВА Ш. Метод функционального синтеза и практика проектирования архитектурных объектов с активной формой эмоционального воздействия . . 83
3.1. Типы и классы объектов синтеза по признаку функционального назначения (предложения и рекомендации по внедрении метода функционального синтеза в архитектурную практику ) . . . . 83
3.2. Типы композиционных схем и специфика их
архитектурно-художественной выразительности (предложения по вариативности использования
метода)..................................... 108
Заключение .............................................. 121
Библиография ......................................... 125
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕГ,И. С первых лет своего существования наше государство занималось проблемами создания полноценной эстетической среды. Ленинский план монументальной пропаганды представляет собой выходящую далеко за пределы создания монументальных произведений продуманную систему идейно-образного взаимопроникновения духовной и материальной культур в единой предметной среде. В.И.Ленин заложил теоретическую основу для понимания новой эстетической среды как активной и целенаправленной мировоззренческой категории.
Решение этой актуальной задачи в современных условиях невозможно без учета специфики новых социально-экономических, демографических, экологических факторов развития городской среды. В прогрессирующих тенденциях трансформации процессов демографии, урбанизации и экологии проявляется всеобщий закон развития: переход количественных изменений в качественные изменения, рост народонаселения, темпы и масштабы урбанизации, промышленное и гражданское строительство на основе индустриального метода заводского домостроения воздействуют на характер формирования архитектурной среды и характер взаимоотношений с природной средой. Происходит трансформация глобальной системы "среда - человек - среда". Частный случай - трансформация психологического климата городской среды.
Психологический климат города, воздействуя на характер общественных отношений, нравственные нормы поведения является фактором социальной значимости.
Духовная кзш>тура в современном мире приобретает потенциальную возможность стать конструктивной альтернативой энтропийным последствиям односторонне ориентированного материального производства.
- 16 -
социальному окружению, роли личности в культурно-историческом процессе. Этический уровень общественных отношений при социализме определяется уровнями духовной культуры и ориентирами потребительских запросов.
Поиски путей гармонического развития общества, более реалистичны и социально ответственны, чем оптимистическое упование на фетиш экономического роста и отрицание возможности конечного предела этого роста.
В контексте настоящего исследования выводы докладов Римского клуба подтверждают положения о том, что:
- в условиях ИГР, демографических и экологических процессов происходит трансформация духовной культуры;
- это воздействие не однонаправленно; духовная культура, в сзою очередь, может активно влиять на общественные, демографические процессы;
- духовная культура не только уравнивается в правах с материальной культурой, но и должна занять главенствующее положение в жизни общества и индивида.
Наиболее остро проблематика фокусируется в современном статусе искусства архитектуры, непосредственно связанного со сферами материального и духовного производства в противоречивой ситуации их взаимоотношений при прогрессирующих тенденциях эволюции демографии, урбанизации, экологии (табл.1).
В услозиях изменившейся среды обитания происходит закономерная трансформация духовной культуры. Влияние урбанизации на формирование духовной культуры двояко. Как во всяком явлении, в урбанизации проявляется действие диалектического закона борьбы противоположностей, Источники этих противоречий заложены в нарушении законов естественного развития жизни на земле.
- 17 -
Поддержание природной среды, высокая одухотворенность и эстетическая значимость искусственной среды обитания, положительный психологический климат города - актуальные проблемы социального развития общества, компенсация отрицательных проявлений урбанизации.
Темпы развития цивилизации и технического прогресса, по-новому определяющие взаимоотношения человека с естественной средой (а отсюда и новые формы эстетического воспитания, новые условия формирования личности), весь уклад и ритм современной жизни требуют от искусства вообще и от архитектуры в частности создания активной, мобильной формы эмоционального воздействия, форш, стирающей пороги восприятия, возрастную специфику восприятия, управляющей психической атмосферой человека - создания искусственной эмоциональной среды.
Решение такой задачи возможно только на более высоком этапе развития архитектуры, с использованием всего опыта искусства, на базе синтеза достижений техники и искусства.
Функциональный синтез искусств, опирающийся на традицию формирования духовной культуры, позволяет создавать мощные эмоциональноидеологические очаги на высоком эстетическом уровне, активно влияющие на психологический климат города, который, в свою очередь, влияет на трансформацию современной духовной культуры.
Основы формирования психологического климата городской среды эмпирически, постепенно складывались в процессе исторического развития принципов градостроительства. Феодальные замки окружались постройками васалов, челяди, горожан. И в дальнейшем - основная масса гражданских построек функционально и престижно тяготела к административно-духовному центру городской структуры. При разрастании масштабов городской застройки дифференцировано выделялись