Ви є тут

Архитектурное образование во Всероссийской Академии художеств (1932-1941 гг.)

Автор: 
Вайтенс Андрей Георгиевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1984
Артикул:
279138
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ........................................................... 4
Глава I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ И СОВЕТСКОЙ
АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ.................................... 12
Академия художеств и архитектурные учебные
заведения России /ХУШ - нач.XX вв./............... . 12
Развитие советской архитектурной школы
в 1920-е - 1930-е годы................................. 22
Советское архитектурное образование
в послевоенный период................................ 29
Глава П. НАУЧНО-ЖТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ
ВСЕРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ /1932-1941 гг./ 33 Научная деятельность в области архитектурного
образования............................................ 34
Учебные планы 1932-1941 гг. как основные документы
архитектурного образования в ВАХ ................... 44
Программы по Архитектурному проектированию
и их особенности ...................................... 54
Глава Ш. ПРЕПОДАВАНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ДИСЦИПЛИН.................... 60
Архитектурные дисциплины на 1-П курсах................. 61
Архитектурное проектирование на Ш-У курсах ... 71
Дипломное проектирование /1936-1941 гг./ .... 84
Педагогическое руководство Архитектурным
проектированием ...................................... 104
Глава 1У.СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В СИСТЕМЕ АРХИТЕКТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ . П8
Общественно-политические дисциплины .................. 123
Художественные дисциплины ............................ 124
3.
Стр.
Историко-архитектурные дисциплины ................... 132
Инженерно-строительные дисциплины................... 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОБЩИЕ ВЫВОД!..........................................146
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................157
ПРИЛОЖЕНИЕ........................................................186
36.
нальной деятельности/, то эта работа С.С.Серафимова определяла пути реализации этих принципов, т.е. носила более методический характер. Настаивая на воспитании архитектора широкого профиля в советской архитектурной школе, С.С.Серафимов выступал против тенденции к узкой специализации, существовавшей в ряде архитектурных вузов страны в конце 1920-х - начале 1930-х годов /99/.
Начиная с 1932 г., весь педагогический коллектив архитектурного факультета участвовал в разработке программного документа архитектурного образования - "Профиля архитектора - выпускника Института живописи, скульптуры и архитектуры ВАХ". Эта работа включат-ла систему требований Советского государства к профессии архитектора и, на основе этого, определяла задачи профессионального обучения и воспитания будущих архитекторов. В "Профиле архитектора" были намечены позиции содержания и методологии архитектурного образования в ВАХ /Приложение № I/. В работе отмечалось, что единство процесса архитектурного творчества требует высокой профессио-
%
нальной культуры при проектировании всех видов сооружений и решении градостроительных задач разного масштаба /95/. В связи с этим в архитектурной школе ВАХ предполагалось вводить специализацию по видам сооружений лишь в преддипломном и дипломном проектах, в то время как в большинстве архитектурных школ страны в то время еще сохранялась узкопрофильная специализация по видам архитектуры, начинающаяся с середины обучения /243/. В разделе "Функция и производственная деятельность будущего специалиста" были определены также место, должность и объекты работы будущего архитектора-ху-дожника.
В связи с отмеченными в "Профиле архитектора" профессиональными требованиями срок архитектурного образования в ВАХ рассчитывался на 6 лет, из которых полгода отводилось на преддипломную
37.
работу и один год на выполнение дипломного проекта. Обучение на факультете предусматривалось в сочетании с производственной практикой, которая была определена как строительная /младшие курсы/ и проектная /старшие курсы/. В работе была особо подчеркнута необходимость подготовки на факультете научно-исследовательских работников и педагогов в области архитектуры /95/. В истории советской архитектурной школы эта работа явилась одной из первых попыток научной формулировки задач архитектурного образования, исходя из конкретно-исторических условий того времени и социальных требований к архитектурной профессии. Система положений этого доклада приближалась по своему значению к современному пониманию ''Модели архитектора", единой для всех архитектурных школ страны.
Таким образом, "Профиль архитектора", сформулированный уже к концу 1932 г., стал программой подготовки архитекторов-худонников в Академии художеств в рассматриваемый период. Основные положения этой программы развивались, уточнялись и конкретизировались в научных разработках НИИ архитектуры ВАХ, а также в процессе методической деятельности архитектурного факультета /методические совещания/ в течение 1930-х годов.
В разработке научной теш "Методика архитектурного образования в художественном вузе", развившей положения "Профиля архитектора", участвовал коллектив молодых педагогов архитектурного факультета /А.К.Барутчев, В.В.Степанов, И.А.Гильтер и др./ под руководством проф.С.С.Серафимова /94/. Эта работа была выполнена в НИИ архитектуры ВАХ в 1934-1937 гг. Масштаб и общее направление этого исследования.раскрыты в "Перечне проблем по теме "Методика архитектурного образования в художественных вузах и техникумах" /Приложение № 3/.
Сохранившийся "План работы по методике архитектурного обра-