Ви є тут

Противоречия становления и развития профессиональной культуры менеджеров в современных условиях: социологический анализ

Автор: 
Собенина Ольга Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2008
Артикул:
282840
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы профессиональной культуры менеджеров и подходов к ее изучению.
§ 1. Сущность профессиональной культуры менеджеров как социального феномена.
§ 2. Особенности и содержание профессиональной культуры менеджеров как социального феномена.
Глава 2. Специфика профессиональной культуры менеджеров в современной России.
§ 1. Особенности и противоречия формирования
профессиональной культуры менеджеров в современных условиях.
§ 2. Факторы формирования профессиональной культуры менеджеров как социального феномена.
§ 3. Специфика конструирования «роли менеджера» в
современных условиях.
Заключение.
Список литературы.
3 стр.
13 стр.
13 стр. 51 стр. 74 стр.
74 стр.
105 стр.
118 стр.
140 стр.
145 стр.
Введение.
Актуальность темы исследования.
Современный этап развития общества характеризуется особыми специфическими характеристиками функционирования и развития социальных отношений во всех сферах общественной жизнедеятельности. Наступившая новая информационная эпоха, резкий скачок интенсивности социальных связей, изменение характера политических и экономических отношений в сторону интеграции и глобализации происходящих в них процессов, выдвигают ключевым требованием — требование адекватности развития всех сфер общества новому контексту социальной реальности.
Нынешние преобразования в России предполагают движение в направлении нового социально-экономического порядка под влиянием национальных традиций и требований международного рынка. На сегодняшний день основным фактором развития и эффективной работы национальной экономики становиться инкорпорация России в глобальный рынок и функционирование по правилам мировой экономики.
Важнейшим обстоятельством, обусловливающим подобную направленность социально-экономического развития, является правильное использование и учет человеческого фактора как ведущего агента влияния на производстве.
В этой связи возникает вопрос о становлении, формировании и развитии в России адекватной новым требованиям модели менеджмента, отвечающей современным вызовам глобальной экономики и способной обеспечить правильное использование человеческих ресурсов в современном мире.
Однако несоответствие между новыми требованиями рыночной экономики и реальными результатами деятельности отечественных , предприятий в данных условиях (банкротство многих государственных предприятий и неразвитость негосударственного сектора) на протяжении последних 15 лет ставят перед нами вопрос о причинах подобной ситуации.
15
Одни авторы признают необходимость рассматривать культуру как процесс интеллектуального, духовно!X) развития человека, процесс творческой деятельности, сферу реализации сущностных сил человека (Арнольдов А.И., Беккер Г., Вишневский Ю.Р., Злобина Н.С., Коган Л.Н.).2
Другие исследователи (Зворыкин A.A., Карпов Г.Г., Францев Г.П., Чесноков Д.И., Спивак В.А., Уайт JL, Янг К.) рассматривают культуру, прежде всего, как совокупность материальных и духовных ценностей, как «...материальные и социальные ценности любой группы людей...» (Томас У.).3
Некоторые авторы акцентируют внимание на дидактических аспектах феномена культуры. В этом случае культура трактуется как «социологическое обозначение для наученного поведения» (Бенедикт Р.), как «социально унаследованный комплекс» ценностей, убеждений, норм или способов деятельности (Сепир Э.).
Иногда культура сводиться также к понятию «цивилизация» (Дюркгейм Э., Келлер А., Самнер У., Тейлор Э.), к обозначению результатов и продуктов интеллектуальной и художественной деятельности человека (Сорокин П.). Или к особенностям образа жизни, к формам привычного поведения, общим для группы, общности или общества (Уислер К., Янг К.).4
С одной стороны, наблюдаемый в научном сообществе плюрализм философских, культурологических, психологических и социологических трактовок понятия «культура» является свидетельством глубины и множественности самого социального бытия современного человека. С другой стороны, данная ситуация в сфере теории и практики менеджмента в ор^низации привела к существенной терминологической разноголосице, крайней не разработанности основных понятий, большому разнобою в понимании сути самой культуры управления, одновременному существованию
2 А.Н. Митин. Культура власти и управления. - Екатеринбург: УРАГС, 2001г. - С. 84.
3 Л.Г. Ионии. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учебное пособие для студентов вузов. 3-е »пл., исрсраб. и доп. - М.: Логос, 2000г. — С. 15.
1 Там же.
16
множественных, часто конфликтующих смыслов в понимании данного феномена.
В современной зарубежной и отечественной литературе большинством исследователей, при анализе проблем менеджмента, такие понятия как «организационная культура», «корпоративная культура», «культура управления», «культура руководства» и профессиональная культура менеджеров рассматриваются как синонимы или очень близкие по смыслу термины. В этой связи, прежде всего, необходимо определить собственные позиции анализа феномена профессиональной культуры менеджеров.
Во-первых, нецелесообразным и необоснованным представляется нам использование термина «организационная культура», поскольку последняя в большей степени относится к культуре организации в целом. По мнению ряда зарубежных (Крейнер А., Кристиансен К.) и отечественных (Персикова Т.Н., Романов П.) исследователей, любая производственная организация обладает общей организационной культурой* складывающейся из совокупности отдельных субкультур, присущих различным социально-профессиональным группам. В частности, можно говорить о существовании в рамках единой организации нескольких отличных друг от друга профессиональных субкультур. Прежде всего, это профессиональная культура топ-менеджмента организации, являющаяся в большинстве случаев в организации доминирующей и совпадающей с общеорганизационной культурой. Во-вторых, это профессиональная культура менеджеров организации и, в-третьих, собственно рабочих.5
Во-вторых, безосновательным представляется сведение
профессиональной культуры менеджеров только к корпоративной культуре, поскольку в практике менеджмента под последней понимается ее видимая часть, лишь внешние проявления (установившиеся порядки,
5 П.В. Романов. Социологические интерпретации менеджмента. - Саратов: «Гардарики», 2000г. - С. 243.