Ви є тут

Становление идентичности молодежи в современном российском обществе риска

Автор: 
Амирханова Сурия Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293347
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение 3-15
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования идентичности молодежи в обществе риска
1.1. Идентичность молодежи как проблема социологии 16-48
1.2. Методологические подходы к исследованию социальной 48 - 80
идентичности молодежи: рискологическая и социокультурная перспективы
Глава 2. Особенности идентификационных практик российской молодежи: социологический анализ
2.1. Кризис идентичности российской молодежи: факторы, 81-111
особенности
2.2. Травма идентичности и самоидентичности современной 112 - 136
российской молодежи Заключение 137-142
Список использованных источников и литературы 143 - 162
Приложение 1 Программа исследования Приложение 2 Список экспертов-респондентов и список молодых информантов
ВВЕДЕТ ШЕ
Актуальность темы исследования. Изучение механизмов и следствий формирования идентичности является одной из фундаментальных проблем в исследовании личнос ти. На современном этапе перед исследователями встает ряд новых задач, связанных с переосмыслением проблемы становления личности в условиях общества риска.
В современных обществах риск является общим признаком: с одной стороны, он выступает частью объективной реальности, а, с другой — необходимым условием реализации жизненных стратегий людей в динамично меняющемся мире. Являясь сущностным свойством молодежи, риск выступает условием её жизнедеятельности и фактором самореализации и развития.
Развитие общества риска сопровождается изменениями внутренней структуры общества, преобразованием природы и роли социальных классов, семьи, гендера, института брака, профессии. В этих условиях процесс социальной идентификации нередко представляет собой проблему, и идентичность в значительной мере формируется самим индивидом - из социальной «данности» она превращается в «задачу». Социальная неопределенность и неоднозначность определяют большую, чем прежде, фрагментацию жизненного старта, жизненных шансов и жизненного пути молодежи, которая имеет ограниченные возможности саморазвития. Культурное многообразие современного общества обуславливает возрастающее значение культурных факторов, человек начинает искать себя вне сферы устойчивых социальных практик, в сфере значений и образов, различных форм творчества (нетрадиционные религиозные верования, различные субкультурные сообщества, различные формы потребления).
В общества риска формирование основополагающих элементов идентичности, а именно: ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего собственного опыта, а также осознание собственной временной протяженности, то есть определение персональной идентичности,
16
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕ РИСКА
1.1. Идентичность молодежи как проблема социологии
В условиях современного общества возникают новые, сложные задачи теоретического осмысления, практического развития и конкретизации важнейших аспектов процесса самоопределения человеческих индивидов в сообществах себе подобных. Современные особенности взаимоотношений человека и общества заключаются в столкновении двух противоположных тенденций общественного развития. Это - расширение путей самореализации, потенциальная множественность социального выбора, и - потребность в связи с окружающим миром, страх перед одиночеством, стремление самоото-ждествления с какими-либо идеями, ценностями, социальными стандартами1.
По мнению известного российского ученого В.А. Ядова существуют две стороны взаимодействия личности и общества: адаптивность и деятельно-активное начало. Болес социо-ориентированная сторона определяет социализацию, а индивидо-ориентированная сторона - идентификацию. Эти стороны являются объективной и субъективной сторонами взаимодействия, которое является двухсторонним, объективно-субъективным явлением2. Понимая под социализацией конформность, которая характеризует стабильное общество с устойчивой системой генерализованных ценностей и сложившейся формой социального неравенства, автор рассматривает данное явление как особенность упорядоченной системы, где возможно усвоение стандартной системы ценностей. В силу макро- и микросоциальиых диспропорций общественного развития социализация как социокультурный феномен в чрезвычайно затруднена.
1 Идентичность / Сост. Л.Б. Шнейдер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. С. 120.
2 Ядоп В.А. Социальные и психологические механизмы формирования социальной идентичности личности //Социальная идентификация личности. М.: РАН. Институт социологии, 1993. С.9.
17
В условиях нестабильности общественных структур к процессу усвоения социетальных интегральных ценностей более применима идентификация. Именно поэтому исследования проблематики идентичности и особенностей идентификации являются актуальными и вызывают повышенный интерес у представителен различных научных направлений.
Понятия «идентичность» и «идентификация» с конца 60-х годов являются центральными в большинстве социоориентированных дискурсов. Сегодня это термин трех наук: социологии, психологии, социальной психологии, каждая из которых исследует фундаментальные проблемы самоопределения индивидов, выделяя свои особые области. В социологии за «точку отсчета» принимают социальные группы, сообщества и исследуют социальные механизмы самоопределения индивидов в многообразных группах1.
Для дальнейших рассуждений о феномене самоопределения личности разграничим понятия «идентичность» и «идентификация». Рассмотрение этих понятий начнем с понятия «идентичность» и определимся, в первую очередь, с рамками исследования проблемы. Мы рассматриваем идентичность в рамках субъективистского подхода, акцентирующего внимание на первопричине любой проблемы - постоянно развивающемся и изменяющемся конфликте между различными ценностями2. Разрешение проблемы можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека.
Понятие «идентичность» тесно связано со становлением понятия «индивидуальное» («отличное в своей единичности», «индивидуальность», «личность») в разных дисциплинарных контекстах, а также с конструированием дискурсов «различия», «инаковости» и «Другого». В истории развития дискурса идентичности выделяют различные подходы понимания идентичности. В последнее время наблюдается универсализация этого понятия, и
1 Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности//Мир России. 1995. X* 3-4 . С. 159.
2 См.: Фуллер Р., Майерс Р. Стадии социальной проблемы // Контексты современности - II: хрестоматия. Казань, 2001. С. 139.