Ви є тут

Воспроизводство кадрового потенциала высшей школы (на примере региональных вузов)

Автор: 
Медведев Павел Александрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
285045
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
Актуальность проблемы. Системные реформы в России вызвали структурный кризис экономики, который привел к сужению рынка труда и, как одно из следствий, изменению роли вузов в экономической структуре общества. В современных социально-экономических условиях высшая школа стала не только выступать институтом профессиональной подготовки кадров для различных отраслей экономики, но и выполнять новые, по сравнению с советской ситуацией, функции: социальной поддержки молодежи в период безработицы и предоставления образовательных услуг населению в целом (безотносительно к реальным потребностям экономики).
В этой связи наблюдается ряд тенденции: резкий рост количества вузов, возникновение различных филиалов крупных вузов в провинции, формирование мощного сегмента частных вузов и коммерциализация образования в государственных вузах. Вузы стали активными субъектами различных рынков (образовательного, информационно-аналитического и др.) Количество вузов резко выросло, вследствие чего возникла проблема качества предоставляемых образовательных услуг. Перед исследователями стоит задача найти параметры для разделения вузов по реальному качеству образования, которое сегодня оценить затруднительно. В этом не помогают ни критерий платности или бесплатности услуг в сфере образования, ни наличие статуса государственного вуза (многие мобильные преподаватели ушли из сферы государственных вузов), ни параметр давности существования вуза (многие старые вузы еще держатся, исходя только из корпоративной солидарности и продолжающейся бюджетной поддержки федерального центра или ведомств).
Другим моментом системного реформирования стали организационноструктурные изменения в сфере науки и образования в стране. Реформы 90-х гг. привели к вытеснению науки из производственной сферы и концентрации ее исключительно в системе высшего образования и академических структурах.
Сегодня основная масса научных исследований осуществляется сотрудниками вузов (преподавателями), для которых научно-исследовательская деятельность является только второстепенной частью профессиональной нагрузки. Безусловно, эта макроэкономическая ситуация не может не сказаться па качественном состоянии самой науки и уровне научных исследований. В то же время качество научной деятельности вузов становится сегодня маркером востребованности вуза и его престижности и соответственно адаптированности его кадрового состава к рыночным условиям.
Таким образом, в современной социально-экономической ситуации наиболее остро стоит проблема соответствия преподавателей высшей школы рыночным требованиям, которые предъявляются сегодня к ним, а также их желания вписываться в новую конъюнктуру. Вопрос в том, каков сегодня потенциал преподавательского состава с точки зрения его способности ориентироваться на конъюнктуру рынка, как преподаватели сами вписываются в рынок, насколько они экономически успешны и могут самостоятельно выстраивать стратегию своего профессионального роста? Все эти проблемы наиболее остро стоят в провинциальных вузах. Характеризующаяся оторванностью от библиотек, научных разработок, отсутствием заграничных стажировок, а также часто базового образования у преподавателей. К этому добавляются неразвитость регионального рынка образовательных услуг, несформированность в провинции рынка востребованных профессий. Важно также, что в регионах неразвита научная инфраструктура: здесь мало или совсем нет крупных исследовательских центров, обладающих достаточной научно-технической базой, именитыми специалистами, научными школами. Между тем научная сфера, интенсивность научных разработок становятся в условиях рынка реальным индикатором успешности адаптации вузов и их кадрового состава к новым социально-экономическим реалиям.
4
Апробация работы. Концепция диссертации и ее главные положения прошли обсуждение на совместном заседании кафедр социологии и политологии и регионоведения и этносоциологии РГПУ и опубликованы в 5 научных работах автора общим объемом 1,55 п.л. Материалы диссертации легли в основу спецкурса «Актуальные проблемы социологии образования», который читается автором в Туапсинском филиале РГПУ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающая 6 параграфов), заключения, списка литературы и приложения (представленного в виде 53 статистических таблиц). Объем текста диссертации составляет 146 машинописных страниц.
14
Глава 1
Макрофакторы воспроизводства профессиональной деятельности преподавателей вузов
Воспроизводство профессиональной группы преподавателей вузов имеет большое значение для общества, так как ее деятельность связана с формированием профессионального слоя, занимающегося сложными видами интеллектуального труда, обеспечивающих экономический и культурный прирост и потенциал дальнейшего развития социума. Важность этой деятельности возрастает в условиях динамично развивающейся экономики, т.е. в современной социально-экономической ситуации в России. В связи с трансформацией экономической модели общества от плановой к рыночной меняются и профессиональные задачи, стоящие перед преподавателями вузов - не просто снабдить будущих специалистов суммой устойчивых знаний, а сформировать у студентов навык самостоятельного поиска необходимых специалисту знаний, умение творчески подходить к решению производственных проблем, стремление к самообразованию. В свою очередь такое качество образования возможно только при условии высокого уровня собственного профессионализма профессорско-преподавательского состава вузов, его стремления к постоянному профессиональному росту через повышение квалификации, что немыслимо для сотрудника системы высшего образования без реальной включенности в научно-исследовательскую деятельность. Поэтому качество образования, предоставляемое вузами сегодня необходимо промерять по параметру реальной их занятости научной деятельностью. Для выяснения этого необходимо, во-первых, рассмотреть специфику функционирования системы высшего образования на институциональном уровне, во-вторых, посмотреть структуру профессиональной деятельности преподавателей вузов и выяснить доминантные сферы профессиональной реализации, в-третьих, определить микрофакторы, которые способствуют или препятствуют воспроизводству
15