Ви є тут

Роль современного российского телевидения в формировании культуры повседневности студенческой молодежи

Автор: 
Эрзанукаева Лейла Рамзановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
294126
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление диссертации
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ....................................................20
1.1 Культура повседневности: понятие, специфика, западные и отечественные социолого-культурологические подходы..........20
1.2 Сущность, характеристика и структура культуры повседневности студенческой молодежи.......................................43
1.3 Основные социальные институты и их значение в формировании культуры повседневности студенческой молодежи...............68
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПОД ВЛИЯНИЕМ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ.....................................93
2.1 Российское телевидение на современном этапе своего развития как социокультурный институт, формирующий культуру повседневности студенческой молодежи (теоретический анализ)................93
2.2 Опыт эмпирического исследования формирования современным российским телевидением культуры повседневности студенческой молодежи: некоторые результаты.............................116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................141
ПРИЛОЖЕНИЕ 1...............................................147
ПРИЛОЖЕНИЕ 2...............................................154
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................160
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Культура повседневности и входящее в нее понятие обыденной культуры является ключевой категорией многих социально-гуманитарных и культуроведческих наук: философии, культурологии, социологии,
социальной антропологии, социологии культуры, истории, теории искусства и др. Понятие культуры повседневности подразумевает обычаи и нормы повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Процесс усвоения этих обычаев и норм называется социализацией или инкультурацией личности.
Повышенный интерес к социологическому исследованию именно культуры повседневности объясняется необходимостью овладения ею всеми людьми. Повседневная культура включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей, умений и навыков, необходимых для жизни в социальной среде. Так, человек может существовать в социальной и культурной среде, не владея навыками высокой культуры, - она находится в компетенции узкого круга людей-специалистов (художников, философов, научных работников) и определяется как совокупность форм интеллектуально - духовной деятельности, представляющих собой обобщение процессов жизненной практики в идеях, науке, искусстве, просвещении, взятых со своим инфраструктурным обеспечением1. Для того чтобы нормально существовать с другими членами социума, совсем необязательно быть поэтом или великим живописцем. Овладение же навыками культуры повседневности является первоочередной задачей для индивида, чтобы стать социально компетентной личностыо: без усвоения основ и знаний повседневной культуры невозможно становление личности, а точнее, социально и культурно адекватной личности, социально ответственной личности, способной вступать в нормальные социальные отношения и взаимодействия. В
1 Минюшев Ф.И. Социология культуры. М.: Академический проект, 2004. С. 33.
16
(учеба), досуг (отдых, свободное время), язык и коммуникация, агрессия (борьба), игра (игровое начало человека), любовь и сексуальность.
2. Культура повседневности студентов формируется под влиянием различных социальных институтов и структур. Социальные институты принимают участие в развитии и становлении личности студента, а именно -оказывают воздействие на формирование повседневной культуры студентов по основным ее составляющим, которые рассматриваются в данной научно-исследовательской работе: учебная деятельность, досуг, языковая культура, игровая и любовная составляющие, а также дух агрессии и борьбы. К основным социальным институтам, задействованным и участвующим в формировании культуры повседневности студентов, относятся: семья, межличностные отношения, образование, СМИ, Интернет, культурнопросветительские учреждения.
3. Современное российское телевидение является важным и значимым социальным институтом, входящим в систему средств массовой коммуникации, способным оказывать влияние на становление повседневной культуры студентов и образующие ее компоненты (учебную деятельность, досуг, язык и коммуникацию, игру, агрессию и любовь). Сегодня телевидение - это подлинный социальный институт, определяющий общественные взгляды, вкусы, приоритеты. Наравне с семьей, системой образования и другими общественными институтами современное российское телевидение играет важную роль в процессе формирования культуры повседневности студенческой молодежи:
а) Участие телевидения в процессе формирования учебной составляющей культуры повседневности студентов. В числе разнообразия программных жанров телеканалов имеются образовательные, просветительские программы, способствующие развитию личности студента, его умственных и интеллектуальных умений, получению и углублению знаний, профессиональному становлению (программы «Первого», «России», «НТВ», «Культуры»).
17
б) Участие телевидения в процессе формирования досуговой составляющей культуры повседневности студентов. На отечественном телевидении есть каналы, программы которых побуждают студентов к активным формам проведения досуга (спортивные новости, трансляции, тематические спортивные программы на каналах «Спорт», «НТВ», «РЕН ТВ»), к развлекательным формам проведения досуга (программы каналов «МТУ» и «МУЗ ТВ»), к культурно - просветительским формам проведения досуга (программы каналов «Культура» и «Первый»).
в) Участие телевидения в процессе формирования языковой составляющей культуры повседневности студентов. Среди программ телеканалов, способствующих налаживанию общения, диалога, коммуникации студентов выступают новостные и информационные передачи (новостные и аналитические программы «Первого», «НТВ», «России»). Также, на российском телевидении имеются каналы, программы которых отрицательно или благотворно влияют на формирование речевой культуры студентов (негативное влияние программ каналов «МТУ», «МУЗ ТВ», «ТНТ», позитивное влияние программ «Первого», «Культуры»),
г) Участие телевидения в процессе формирования такой составляющей культуры повседневности студентов, как агрессия. Чувства «доброкачественной агрессии» у студентов формирует программный контент «Первого», «ТВ ЦЕНТРа», «РЕН ТВ», «Спорта» (передачи, посвященные закону, праву; социально-ориентированные программы, сосредоточенные на политических, социальных, экономических проблемах; спортивные программы и др.). Чувства жестокости, неприязни, злобы, ненависти у студентов формируются иод влиянием программ телекомпаний «Россия» и «НТВ», что связано с большим объемом в сетке эфирного вещания каналов остросюжетных передач и роликов, сфокусированных на шокирующих и злободневных темах, порождающих негативные эмоции, фобии и психические расстройства.