Ви є тут

Религиозность современной студенческой молодежи : на примере Нижегородской области

Автор: 
Аникина Анна Валентиновна
Тип роботи: 
на примере Нижегородской области
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
205
Артикул:
193321
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ _.3
Глава Г Методологические подходы к изучению религиозности............_..........15
Глава II. Элементы религиозности в сознании нижетородской студенческой молодёжи............................................. ............. .38
2.1. Конфессиональная состашгягопда в механизме самоидентификации студенчества..........................................................38
2.2. Свобода совести, свобода вероисповедания как социальные ценности.57
Глава Ш. Функционирование и воспроизводство религиозности.............84
3.1. Реальная релишозная идентичность.................................84
32. Решимшная социализация...........................................104
3.3. Религия в образовательном пространстве..........................121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................140
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.......................~.................... 148
ПРИЛОЖЕНИЕ........................................................ 166
Актуальность темы исследования. Радикальные изменения
в обществе, произошедшие за последние двадцать лет российской истории, оказали влияние на социально-экономическое развитие и духовную жизнь народа, его отношение к религии и церкви. Рассматриваемый период характеризовался значительными преобразованиями в системе государственно-правового регулирования религиозных процессов. Религиозный индифферентизм советской эпохи уступил место отношениям, где религиозное сознание стало рассматриваться государством как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство духовно-нравственного возрождения. Возникли и широко распространились новые религиозные движения. Религиозные символы и сюжеты обрели ценность привлекательного имиджа. Несомненный интерес к данному явлению вызвали работы С. Хантингтона1. Это очертило острые проблемы духовной жизни общества и привело к созданию новой системы регулирования религиозных процессов.
На основе принципов свободы совести и светского государства были приняты Законы 1990 года «О свободе вероисповеданий», а затем 1997 года “О свободе совести и религиозных объединениях", снявшие остроту ряда проблем. Однако резкие и быстрые изменения сферы духовного бытия, ситуация общественной и личной аномии стимулировали рост мистических, иррациональных настроений, обращение людей к нетрадиционным принципам организации жизни, что привело к дестабилизации социума. Подверглась влиянию различных религиозных течений восприимчивая и мобильная молодежь.
Особенно активную позицию занимают церковные организации. Так, в докладе Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Юбилейном Архиерейском Соборе 13-16 августа 2000 года отмечено: «Важной сферой миссионерской направленности должна являться работа с нерелигиозной
1 Хантигтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. - 1994. - №1. - С.33-48.
19
Отметим, что классические социологические
теории религии были направлены на выявление социальных функций религии и установление её структуры как неотъемлемого социокультурного элемента. О. Конт сформулировал социологические составляющие религии: сознание, поведение и чувства Согласно теории Г. Спенсера, религия является атрибутом социатьного способа жизни человека и выполняет ряд функций: усиливает семейные связи, служит основой управления поведением людей, укрепляя его традиционные формы, обосновывает и усиливает национальное единство1. Э. Дюркгейм представил релишю как институт, социальный феномен, который не существует вне определенной группьг. Релития есть вера в сониаль-но значимое, поэтому определение религии связывается с верой, а слою "верующий" ото-ждесгаляется с понятием «религиозный человек».
Дефиниция религии Г. Зиммеля - форма наличного бытия и важнейший фактор социального взаимодействия ("душевный способ жил, и переживать мир"), наделяется двумя признаками: стремлением защитил» действительность как целое и построением собственно религиозной действительности . Зиммелевский "парадокс религии" кроется в том, что она способствует преодолению противоречий, которые ведут к серьезным общественным конфликтам.
Интеграционистский подход Б.Малиновского и А. Рэдк-лифф-Брауна рассматривает религию как институт культуры, способствующий разрешению кризисных ситуаций и удовлетворению базисных психологических и биологических потребностей индивидов'1. Главная функция религии "социальный контроль, предот-
1 Спенсер Г. Принципы социологии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения: Антология: I Тер. с англ., нем., фр. - М.: Канон*, 1998. - С. 5-26.
: Дюркгейм Э. Социология религии и теория познания // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. Под общей ред. В.Й. Гараджи. - М.: «Наука», 1996. - С. 111-144.
Зиммель Г. К социологии религии // Избранное. Том первый - Философия культуры. - М.: Юристъ, 1996. - С. 619.
ц Малиновский Б. Магия, наука и религия // Магия, наука, религия. - М.: «РсфлБук», 1998. - С. 19-91; Смерть и реинтеграция группы // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. Под общей ред. В.И. Гараджи. - М.: «Наука», 1996. -С. 415-420.
20
вращение девиантного поведения и тем самым
упрочения социальной интеграции и стабильности"1.
Системный функционализм Т. Парсонса рассматривает религию в качестве функциональной универсалии общества. Религия входит в систему поддержания образцов, образует компонент культуры, осуществляет связь между социальной и культурной реальностью2.
Анализируя структуру и функции религии3 (по пятиэтапной классификации), Р.К. Белла определяет её как совокупность символических форм, соотносящих человека с конечными условиями существования и обращает внимание на отсутствие такой совокупности, которая выполняла бы функции религии для всех людей.
М. Вебер рассматривал религию как активную силу социального процесса, фактор социального изменения. Специфической для религии Вебер считал ее "смыслополагающую" функцию и видел задачу социологии в том, чтобы прояснить связь религии с социальными изменениями, в том числе -самыми радикальными, знаменовавшими крупные повороты истории.
Социологи П. Бергер и Т. Лукман рассмотрели функцию религии в социальном конструировании реальности, поскольку ей, как смыслополагающей инстанции, подчинены все другие способы придания смысла. Являясь основополагающим измерением "конструкции действительности", религия выполняет легитимирующую функцию по отношению ко всем областям этой действительности, обосновывает и объясняет мир в его упорядоченно-
4
сти .
1 Рэдклнфф-Брауи Л.Р. Структура и функции в примитивном обществе: Очерки и лекции. - М.: Восточная литература РАН, 2001.
2 Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический Проект, 2000. - С.243-252.
3 Белла Р.К. Социология религии // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М.: Прогресс, 1972. - С. 265-281; Религия как символическая модель, формирующая человеческий опыт// Религия и общество: Хресюматия по социологии религии. Под общей ред. В.И. Гарлджи. - М.: «Наука», 1996. -С. 193.
4 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. - М.: Моск. филос. фонд и др., 1995; Бер1-ер П. Еретический императив // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. Под общей ред. В.И. Гараджи. - М.: «Наука», 1996.-С. 339-364.