Ви є тут

Социокультурные основы детства : традиции и инновации

Автор: 
Краснослободцева Алёна Евгеньевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299757
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава 1. Детство как социокультурный феномен 18
1.1. Теоретико-методологические основы исследования детства 18
1.2. Эволюция детства под влиянием социокультурных процессов 38
1.3. Духовность общества и культура детства: соотношение понятий 57 Глава 2. Социологические особенности исследования детства как 74 социокультурного феномена в современном обществе
2.1. Трансформация ценности детства в современном обществе 74
2.2. Инфраструктура детства как фактор развития духовной сферы об- 85 щества
2.3. Ценность детства в современном обществе (опыт эмпирического 101 исследования)
Заключение 171
Список использованной литературы 176
Приложения 195
2
Введение
Актуальность темы исследовании определяется современными преобразованиями российского общества, которые не могут быть успешными, если они не находят основу в духовной жизни, не подкрепляются адекватными изменениями в культуре, в ценностных ориентациях людей. Одной из значимых ценностей современного общества должно выступать детство, поскольку отношение к детям, их социальная защита, развитие инфраструктуры детства со стороны государства, институтов гражданского общества, отдельных социальных групп свидетельствует об определенном уровне их социокультурного развития.
Современное детство представляет собой сложный, многоаспектный, неоднозначный социокультурный феномен, который приобрел наибольшее значение в условиях индустриального общества. Сегодня под совокупным влиянием целого ряда факторов: кризиса семейных ценностей, малоэффективной социальной семейной политики, демографического кризиса, модели бездетной или малодетной семьи, процессов информатизации и виртуализации, формирования потребительских моделей поведения, особенно в молодежной среде, индустрии детства, и т.п. - детство и отношение к нему претерпевают изменения.
Девальвация ценности детства и самих детей происходит в условиях бинарных тенденций. Во-первых, с одной стороны, декларативно, под влиянием развития систем социальной защиты, международных прав ребенка, детство провозглашается наивысшей ценностью современного общества, а с другой — дети не являются равноправными членами общества, и ценность детства становится скорее субъективной, чем общечеловеческой. Во-вторых, в современном обществе наблюдается расширение свободы ребенка и одновременно ограничивается пространство детской жизнедеятельности, происходят деформации и реорганизации в области инфраструктуры детства. В-третьих, повышение в последнее десятилетие уровня жизни ребенка происходит вместе со снижением ее качества, индустрия детства все чаще развива-
3
ды у человека почти или полностью отсутствовали. Феномен детства появляется всего несколько веков назад, и за это время прошел целый ряд трансформационных преобразований. Например, границы детского возраста за последние 100 лет увеличивались, его верхний рубеж сместился с 11 до 17-18 лет. Но детство в истории не просто «удлиняется», оно содержательно и структурно преобразовывается по мере включения в него новых возрастов33.
Детство отлично как от младенчества, так и от юности, поэтому его можно определить как период от 5-6 до 14-15 лет. В современных развитых странах ребенок приобретает финансовую и правовую самостоятельность, формирует навыки, которые требуются для трудовой деятельности в новых технологических условиях, еще в течение нескольких лет после 14—15-летнего возраста, поэтому границы детства растягиваются до 17-18 лет34.
Если в начале XIX в. мальчик 13 лет мог поступить в университет, то в наше время это является исключением. В традиционном обществе в этом возрасте нередко выходили на путь самостоятельной жизни, а в наше время только тяжелые социальные условия могут заставить юношу перейти в 15-16 лет к полной социально-экономической и социокультурной самостоятельности35.
В социологии окончание детства связывают не столько с биологической самостоятельностью ребенка, сколько с социально-экономической и социокультурной36. 13-15-летние подростки сегодня не могут в полной мере выполнять разнообразные социальные функции: включаться в процессы самостоятельного производственного труда, быть субъектами гражданской ответственности. Границы детства расширяются в связи с завершением образовательного процесса, что отчетливо проявляется в рамках педагогического подхода к определению границ детского возраста. Но завершение процесса
31 Кудрявцев B.T. Культурно-образовательный статус детства // Социс. - 2000. - № 4. - С. 59-65.
34 Масионнс Дж. Социология. - СПб., 2004. - С. 188.
35 ЗсньковскиП В.В. Психология детства. - М., 1995. - С. 57.
36 Сапогова Е.Е. Культурный соцногенсз и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства. - М., 2004; Масионис Дж. Социология. - СПб., 2004; Щеглова С.Н. Как изучать детство: Социологические методы исследования современных детей и современного детства. - М., 2000; Гидленс Э. Социология.-М., 1999.
получения профессионального образования происходит сегодня к 22—23 годам, а иногда и позже. Учитывая, что в современном обществе происходит переход к непрерывному образованию, считаем невозможным использование признака завершения образовательного процесса в качестве критерия окончания детства'37..
Таким образом, возрастной диапазон границ детства варьируется, поскольку периодизация зависит от исторических, культурных, психологических, социальных и иных факторов, оказывающих непосредственное воздействие на определение границ детства. Каждая культурно-историческая формация определяет возрастной рубеж начала и окончания детства в зависимости от уровня общественного развития и в соответствии с ним.
Сегодня с социологической точки зрения детству как стадии социального развития человека можно противопоставить только зрелость, взрослость. Вследствие этого в современной социологии, с некоторыми оговорками, в период детства включают периоды школьного возраста, отрочества и ранней юности. ■ .,*
Анализ детства как социокультурного феномена предполагает, на наш взгляд, выявление не только современных тенденций функционирования, детства, особенностей развития ребенка в процессе социализации, но и изменение всего феномена под влиянием развития общества и культуры. Это дает возможность использования статического и динамического анализа детства, или синхронического и диахронического подходов.
Диахрония характеризует историческую последовательность развития явлений в некоторой области действительности, изучает отношения, которые связывают элементы, следующие друг за другом во времени, не воспринимаемые одним и тем же коллективным сознанием и не образующие систему. Синхрония характеризует состояние этих явлений в определенный момент
37 Брссва Е.Б. Дети в современном обществе. - М.,1999. - С. 22-23.
21