Ви є тут

Жизненные стратегии студенческой молодежи Юга России

Автор: 
Чеботарева Дарья Юрьевна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193852
179 грн
Додати в кошик

Вміст

>
ь
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................................ 3
Глава I. Теоретико-методологические основания изучения
жизненных стратегий в социологии......................... 15
1.1. Жизненные стратегии как теоретический концепт............ 15
1.2. Структура и способы формирования жизненных стратегий 32
Глава II. Возрастной и социальный статус как условие
формирования жизненных стратегий студенческой молодежи................................................. 47
2.1. Факторы формирования жизненных стратегий................. 47
2.2. Студенчество как субъект построения жизненных стратегий 68
Глава III. Специфика конструирования жизненных стратегий
студенческой молодежи Юга России......................... 93
3.1. Социокультурное пространство Юга России как условие формирования жизненных стратегий студенчества 93
3.2. Типология жизненных стратегий студенческой молодежи Юга России.................................................. 116
Заключение......................................................... 135
Литература.......................................................... 145
Приложение.......................................................... 158
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Системные реформы конца XX века затронули все сферы общественной жизни. Запланированный переход к рыночной экономике, гражданскому обществу предполагает не только реформирование социальных институтов, но и появление новых правовых и экономических норм. Более важным и первостепенным в процессе трансформации является генерация новых ценностных норм и ориентаций. Процесс интернализации новых ценностей, норм и моделей поведения молодежью особенно важен, поскольку эта группа находится в процессе жизненного самоопределения, перед ней стоит выбор своей будущей профессии, карьеры, образа жизни, выбор своего будущего. От активности молодежи, ее нацеленности на достигательные установки, профессиональный рост, от желания улучшить свою жизнь во многом зависит результативность текущих реформ.
Наиболее активной и адаптивной частью молодежи является студенчество. Студенческая молодежь в этом отношении имеет особую общественную ценность. Прежде всего, сам выбор в пользу поступления в вуз говорит о признании высшего образования как ценности. Высшее образование обеспечивает переход к определенному социальному статусу, дает возможность заниматься высококвалифицированным трудом. Более того, студенчество - это ресурс профессиональной элиты, специалистов и экспертов, которые в скором будущем пополнят управленческие кадры на административном уровне. В процессе приобретения научных знаний и профессиональных навыков у студентов вырабатываются определенные жизненные цели, намечаются пути их достижения, ценностные ориентации, основываясь на которых, студенты прогнозируют свое будущее, выстраивают стратегию своей жизни.
Однако стратегическое мышление является продуктивным преимущественно в условиях социально-экономической стабильности. Но при столь радикальном и достаточно резком переходе от состояния
исследователи19. Важное место в категориальном ряде этого направления исследований занимает понятие «жизненная стратегия» или «стратегия жизни». Его осмысление требует определения таких базовых понятий как «жизнь» и «стратегия», и соотнесения их с «жизненным ориентированием», «жизненным самоопределением», «жизненной позицией», «жизненными программами», «стратегией адаптации» и пр.
Жизнь понимается как индивидуально-типический и сознательно направляемый порядок жизненных событий и явлений личности. Жизнь человека наполнена различными жизненными событиями, которые формируют личность в соответствии с признанными образцами.
Жизненные события осмысливаются как «...актуальные, значимые и организованные (упорядоченные) действия, осуществляемые в конкретных
ЛЛ
условиях пространства и времени» . По форме и степени влияния на личность жизненные события подразделяются на личные, социальные и культурные. Личные события - это внутренние, индивидуально значимые аспекты жизненного опыта личности.
Социальные события - события, связанные с действиями других людей и представляющие для личности непосредственный интерес. Они характеризуются определенным составом участников, различающихся по их социально-демографическим и статусным особенностям, их взаимной ориентацией и осведомленностью друг о друге.
Культурные события указывают на общезначимые параметры жизнедеятельности личности, ее достижения и успехи, которые привлекают внимание широкой общественности и являются достоянием той или иной культуры.
В соответствии с тремя типами жизненных событий различают личные, социальные и культурные аспекты жизненных стратегий.
19 См.: Ильин ВВ. Теоретическое и эмпирическое в социологии: смена парадигмы? И Социол. исслед. 1996. № 10; Кузнецов А.М. Антропология и антропологический поворот современного социального и гуманитарного знания // Личность. Культура. Общество. 2000. Вып. 1; Резник ЮМ. Социальная антропология как научная дисциплина Н Социол. исслед. 1997. № 5 и др.
Резник ЮМ. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995. С.75.
16
Ориентирование выполняет функцию рефлексии жизни с точки зрения осмысления ее образа, смысла, ценностей, норм и целей. Жизненные стратегии относятся к особому классу ориентаций личности, так как они определяют личное, социальное и культурное будущее личности.
Само слово «стратегия» происходит от греческого сочетания «вести войско» и в первом значении определяется как «составная часть военного искусства, представляющая ее высшую область», а также как «искусство планирования руководства, основанное на правильных и далеко идущих
91
прогнозах» . Хотя сущность понятия - «планирование на долгосрочную перспективу», в принципе передано, данное определение не совсем соответствует социологическому пониманию понятия «стратегия».
Научное осмысление какого-либо термина требует рассмотрения его в парадигме определенного научного подхода или сквозь призму научного синтеза (сочетания нескольких подходов), или даже посредством междисциплинарного синтеза (социальная психология). Поэтому для начала считаем необходимым дать краткое изложение подходов к изучению жизненных стратегий. Социологи фокусируют внимание на институциональных характеристиках жизненных стратегий, изучают устойчивые, типические формы деятельности и поведения индивидуальных и групповых акторов. Предметом исследований становятся также социальные ориентации (в частности, направленность актора на достижение желаемого социального положения в тех или иных группах), механизмы формирования и реализации стратегий.
Психологическая, культурная и социологическая интерпретации жизненных стратегий позволяют выделить их уровни, различить личное, культурное и социальное будущее личности.
Жизненные стратегии личности совсем недавно попали в поле зрения социологического анализа. Большей частью эта проблематика подробно изучается в психологии. В западной психологии это прежде всего труды
21 Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1993. С. 582.