Ви є тут

Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в России: социологический анализ

Автор: 
Воронова Елена Анатольевна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2004
Артикул:
193482
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.........................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы историко-социологического изучении благотворительности
§ 1. Духовное состояние российского общества..............................11
§ 2. Благотворительность как направление социальной деятельности Русской
Православной Церкви...................................................31
§ 3. Формы и содержание благотворительной деятельности Русской Православной Церкви................................................................48
Глава 2. Благотворительность Русской Православной Церкви как компонент социальной деятельности российского общества § 1. Мотивационные аспекты благотворительной деятельности в контексте
духовно-нравственной самоорганизации российского общества.............80
§ 2. Согрудиичсство церкви и государства в социальной сфере...............92
§ 3. Благотворительность Русской Православной Церкви в Санкт-Петербурге. 109
Заключение.....................................................................141
Библиография...................................................................146
Приложения 1,2,3,4.............................................................169
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью социологического осмысления значения традиций благотворительной деятельности Русской Православной Церкви (далее — РПЦ) в духовной жизни Российского общества.
В настоящее время российское общество испытывает острую потребность в преодолении результатов давление негативных моральных установок и стереотипов поведения, разрушающих нравственное здоровье народа. Осмысление многовекового опыта церковной благотворительности, основанного на принципах христианского милосердия и человеколюбия, в этой связи представляется весьма актуальным.
Благотворительность при этом должна рассматриваться в контексте самоорганизационных процессов общества, как важная их составляющая. Без нравственной социальной самоорганизации общества его устойчивое функционирование невозможно. «Ведь именно идеалы и ценности, общие для всех, всегда определяли жизнь России, задавали нравственные рамки и устанавливали традиции нашей страны», отметил в своем выступлении В.В.Путин.1
Объективное изучение форм и содержания благотворительной деятельности в социальной истории России как результата реализации определенных функций таким социальным институтам, как церковь, дает возможность для использования ее потенциала в условиях современного общества.
Благотворительная деятельность РПЦ является потенциальным ресурсом, который при сотрудничестве с государственными социальными орга-
1 Выступление Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина // Русская Православная Церковь в пространстве Евразии. Материалы VI Всемирного Русского Народного Собора. М., 2002. С. 7.
3
ществу, и большое число соперничающих друг с другом социальных групп, преследующих свои корыстные интересы.
Режим функционирования общества необходимо соотносить с соответствующим менталитетом людей. В этом случае можно как-то прогнозировать динамику функционирования общества, направленность идущих в нем изменений. Характер таких изменений определяется во многом ориентациями общества и человека. Поэтому о самоорганизации следует говорить на уровне процессов, идущих от человека и от общества. Соответственно имеет смысл различать и два вида условий саморегуляционных процессов:
— условия, идущие от человека. Это прежде всего готовность и наличие внутренней потребности в механизмах согласования своих действий с действиями других людей и социальных групп в целях стабилизации и предсказуемости среды своего существования. Человек должен хорошо осознавать, что эти средства и механизмы нужны прежде всего ему и его близким;
— условия, идущие от социума (государства и пр.). К ним относятся развитая система права, наука, мораль, искусство, культура, религия и т.п.
Эффект подлинной самоорганизации достигается только в том случае, когда имеются оба эти условия, т.е. когда имеется человек, соответствующим образом ориентированный, который и совмещает свои и общие устремления теми средствами, которые предлагает ему социум. В этом случае социально зрелый индивид с соответствующим менталитетом, получающий в свое распоряжение предлагаемые ему социумом средства совмещения в виде морали, права, религии, культуры и пр., приобретает именно то, в чем он нуждается. С помощью этих средств он организует свое поведение и одновременно подаст пример поведения другим людям. В итоге и достигается поддержание социума в режиме нормального устойчивого функционирования для выхода общества на уровень подлинной самоорганизации.
19
Если же мы имеем дезориентированных, не готовых к совмещению своих интересов с интересами других людей индивидов, то самоорганиза-ционные процессы в обществе резко затормаживаются. С точки зрения теории важно подчеркнуть, что негативным случаем является тот, при котором наличествуют в значительном количестве изолированные, дезадаптированные и склонные к агрессии индивиды при одновременном отсутствии у социума соответствующих средств согласования интересов.
Из сказанного можно сделать некоторые выводы по поводу стратегии дальнейших действий. С одной стороны, это воспитание нравственного человека с готовностью к выработке и принятию требований и норм целого, идущих от коллективного разума, с другой — расширение поля идей и приближение его к индивиду. Этим гарантируются гармоничное взаимодействие индивида и социума и выход социума на уровень подлинно самоорганизующейся системы. Нельзя забывать также и о том, что, создавая вокруг себя определенную социальную среду, человек преследует цель наилучшим образом реализовать себя как личность. И он должен знать, что его готовность к совмещению, принятию норм права, морали и пр. может значительно облегчить ему процесс самореализации.
Высший уровень самоорганизации предполагает наличие тесных связей между человеком и механизмом целостности социума. Речь идет о механизме интеграции таких компонент общества, как наука, мораль, культура, религия и пр. Эту мысль высказывал и П.Федоров1. Ведь приобщение человека к «общему делу» предполагает синтез религии, морали, науки, техники, искусства и пр.
Роль факторов социальной целостности в наши дни резко возрастает, ибо они выступают средством реализации саморегуляционных процессов социума в современном мире. И не случайно ученые считают, что уровень
1 Федоров П.Ф. Философия «общего дела» // Федоров П.Ф. Соч. М., 1982.
20