Ви є тут

Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи в современной России: социологический анализ

Автор: 
Анисимова Ирина Валерьевна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2004
Артикул:
193469
179 грн
Додати в кошик

Вміст

lf СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 3-12
Глава I. Теоретико-методологические основания изучения компьютерной культуры 13
§1. Компьютерная культура: подходы, структура, место в системе культуры 13-38
§2. Особенности становления и развития компьютерной культуры учащейся '• молодежи 39-61
Глава II. Современное состояние и основные характеристики компьютерной культуры учащейся молодежи 62
§1. Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи 62-84
§2. Классификация компьютерной культуры учащейся молодежи и факторы, влияющие на ее развитие 85-113
Заключение 114-121
Список литературы 122-136
Приложение 137-149
(4
Введение
Актуальность темы исследования.
В настоящее время повсеместное использование компьютеров, компьютерных и информационных технологий, компьютерных способов: хранения и. передачи: знаковых систем, существенно ^ изменяет не только экономику, политику, образование, но и культуру. Становится очевидным, что формируется новая компьютерная культура.
Благодаря способностям< обрабатывать- большой объем информации,, компьютер; существенно увеличивает свободу мыслительной' деятельности, направленной на создание разных по характеристикам, возможных миров. Следовательно, важнейшей* сущностной\ характеристикой компьютерной культуры становится не столько ускорение процесса обработки различной информации, сколько возможность существенного расширения масштабов творческой деятельности человека. Человек впервые получил возможность конструировать виртуальный' мир, выбирая для себя те варианты преобразования реального- мира, которые наиболее соответствуют его реальным потребностям. Поэтому можно: говорить о- том, что компьютер характеризует переход человечества на качественно новую ступень развития. Он непосредственно позволяет перейти к активному формированию параллельного природному мира, который сначала просчитывается в основных своих характеристиках на компьютере, а затем< благодаря появлению новых материалов, биоинженерии позволяет создать из неживой и живой природы новые вещи, организмы с заранее заданными свойствами. Данная сущностная характеристика компьютерной культуры требует новых по содержанию знаний' и практических умений. Они включают в себя не только элементарное владение-компьютером, связанные с использованием его для набора текстов, обработки статистических данных, но и умелого его; использования для творческого поиска различных способов конструирования новых продуктов материальной и духовной культуры.
Глава I. Теоретико-методологические основания изучения
компьютерной культуры учащейся молодежи
§1. Компьютерная культура: подходы, структура, место в системе культуры
До настоящего времени понятие компьютерной культуры в российской социологии изучено не' было. Однако сейчас, в эпоху трансформации российского общества и превращения его в развитое постиндустриальное общество, для российских социологов стал очевидным тот факт, что повсеместное использование компьютеров, компьютерных и информационных технологий; компьютерных способов; хранения и передачи знаковых. систем существенно изменяет не только экономику, политику, образование,, но и культуру.1 Что касается западных исследователей, то они давно пришли к выводу, что «формируется новая компьютерная культура».2
Теоретический анализ компьютерной культуры следует начать с определения понятия культуры. Культура1 - сложное социальное явление, имеющее специфическую структуру и различные функции..В связи с этим, в настоящее время в зарубежной и отечественной литературе подходов к исследованию культуры очень много. Заострять внимание на каждом подходе нам кажется нецелесообразным. Остановимся лишь на наиболее значимых, современных концепциях.
Что касается зарубежных направлений исследования культуры, то их можно^ условно разделить на два течения. Первое рассматривает культуру как. динамичный процесс роста,, развития (к этому течению относятся И. Аделунг, Д. Белл, Д. Вико, Ф. Гегель, Д. Гелбрейт, И. Гердер, И. Кант, Э. Кассирер, М.. Кастельс, М. Маклюэн, Е. Масуда, Л. Мэмфорд, Т. Парсонс, А. Тойнби, А.
1 См. Каган М.С. Философская теория ценности. - С.-Пб.: Петрополис, 1997; Hocos Н. Компьютеры и культура.
// Консультант директора. - 1998. - № 2.
: См. Emerson A., Forbes Ch. The Invasion of the Computer Culture. - Illinois: IntcrVarsity Press, 1989. P 12.
Тоффлер, А. Турен, 3. Фрейд, Ф. Шиллер, О. Шпенглер).. Второе течение полагает, что культура — это неизменное, статичное явление (так считают Э. Гуссерль, К. Леви-Стросс, К. Лоренц, Б. Малиновский, М. Хайдеггер, К. Юнг, К. Ясперс). Мы полагаем, что явным недостатком понимания культуры как статичного явления является то, что. оно- значительно упрощает понятие культуры и не дает адекватного представления об особенностях ее функционирования.. Именно поэтому нам ближе подход, рассматривающий, культуру с точки зрения динамики. В частности, мы разделяем взгляды, сторонников цивилизационного подхода и согласны с ними в понимании того,, что историческое развитие общества связано со сменой культур, характерных для различных типов. общества, а также с тем, что между этими культурами; существует преемственность и что отдельные элементы прошлых культур могут исчезнуть, а некоторые элементы - перейти в культуру нового общества. 1
Определения культурьь у отечественных исследователей также можно классифицировать в рамках нескольких подходов. Выделим наиболее значимые подходы: аксиологический (культура как совокупность материальных и, духовных ценностей, созданных человечеством), представленный в работах A.A. Зворыкина, Г.Г. Карпова, Г.П. Францева, Д.И. Чеснокова, Д.И. Чхиквишвили; деятельностный- (культура как специфический способ* человеческой^ деятельности), представленный в трудах Э.А. Баллера; В.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова, Н.С. Злобина, М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева; личностный, или личностно-атрибутивный, (культура как творческая деятельность людей, как воплощение творческих сил общества), представленный работами А.И. Арнольдова, Э.А. Баллера Ю.Р: Вишневского,
Н.С. Злобина, J1.H. Когана, Э.В. Соколова.
В отечественной литературе выделяют и другие, не менее ценные для теории культуры подходы. Так, институциональный подход позволяет изучить тот или
' См. Актуальные проблемы культуры XX века. - М.: О-во «Знание» Российской Федерации, 1993. С. 107; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.