Ви є тут

Городской общественный транспорт как социокультурный феномен

Автор: 
Сорокина Наталья Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
298453
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение................................................................3
Глава 1. Общественный транспорт в пространстве социокультурных
взаимодействий.........................................................12
§1.1. Социальная феноменология общественного транспорта................13
§ 1.2. Общественный транспорт как услуга: аспекты социокультурных
изменений..............................................................46
Глава 2. Общественный транспорт в культуре повседневности..............86
§2.1. Повседневная культура пассажиров общественного транспорта 86
§2.2. Профессиональная субкультура водителей общес твенного транспорта
121
Заключение...........................................................1 56
Список используемых источников........................................162
Приложение............................................................182
I. Тематический план интервью с водителями...........................1 82
II. Описание полевых данных...........................................184
III. Когнитивные карты пассажиров.....................................185
V. Таблицы данных.....................................................189
Введение
Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью оптимизации социальных взаимодействий в сфере общественного транспорта, понимаемого как социокультурный феномен современности. Поскольку в качестве социокультурного явления общественный транспорт наполняется многообразными смыслами в контексте повседневного жизненного опыта человека и в конкретных условиях пространства и времени социума, то поведенческие проявления и установки агентов этой подсистемы в разных ситуациях меняются. Характеристики дорог, маршрутов, транспортных средств и предоставляемых социально значимых услуг обусловливают векторы и интенсивность мобильности, осмысляемой не только в терминах культурного, информационного, социально-экономического обмена, но и в аспектах множественных рисков, сопряженных с общественным транспортом как сферой профессиональной занятости и потребления. Общественный транспорт создает поле реализации интересов различных социальных групп, интегрируемых посредством регуляции потребления или конкурирующих за шансы и способы использования социально значимых услуг. Участвуя в организации городской жизни, общественный транспорт воспринимается как благо, предоставляемое социальным государством, но в то же время выступает услугой, подвергаемой оценке. Тем самым оказывается очевидной важность изучения удовлетворенности потребителей различными параметрами общественного транспорта.
Актуальность исследования определяется еще и тем, что транспорт как социокультурный феномен подвергается изменению под воздействием освоения и переопределения людьми городских пространств, переформулирования социальных требований и модификации повседневных практик. Общественный транспорт как функциональная система для удовлетворения важнейших общественных потребностей образуем особую
пространственным образованиям нашего опыта»9. Пространство, воспринимаемое в чувственных явлениях, руководствуется геометрическими аксиомами, посредством которых создаются эти явления в «человеческом духе». Пространство обладает рядом классификационных факторов: принадлежностью определенной группе; служит местом взаимодействия или взаимовлияния; может быть пространством, как размещения, так и перемещения; территорией сосуществования социальных групп10. Г ород есть место перемещения горожан, взаимодействующих друг с другом в процессе передвижения, объединяющихся во временную группу пассажиров и понимается как форма «сообщества, как тип социальности»11.
Вслед за Дж. Урри определяем в фокус социологического исследования не только отдельное общество, но и мобильность, представляющую собой движение потоков людских, вещественных, информационных, предполагающую широкое многообразие границ12. Понятие мобильность связано с передвижением людей и перемещением предметов. Паша теоретическая рамка построена на социологии мобильности, осознании взаимозависимости индивидов, вещей, на понимании социальных отношений как явлений, изменяющихся под влиянием «нечеловеческих объектов» (технологических средств, автомобилей, образов и текстов, физической среды 13).
Технологические усовершенствования сближают людей, сокращают время и пространства, преобразуя общественную жизнь. Пассажиры преодолевают путь в транспорте, подвижной состав которого зачастую закуплен заграницей, приобщаются к зарубежным стандартам, па которые
93иммель Г. Избранное. Философия культуры. М.: Издательство «Юристь», 1996. ISBN 5-7357-0052-9. С.21.
i(l Покровский Н.Е., Черняева Т.И. Туризм: от социальной теории к практике управления. М.: Университетская книга; Логос, 2008. ISBN 978-5-98704-425-1. С.22.
11 Наберушкина Э.К. Социальное пространство инвалидности: формирование доступной среды. Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2009. ISBN 978-5-9999-0087-6. С.22.
12 Урри Дж. Туристическое созерцание и «окружающая среда» //Вопросы социологии. №7. 1996.
11 Кимелев Ю.А. Джон Урри. Социология за пределами обществ. Мобильность двадцать первого столегия//Социологическое обозрение. Т1, №1. 2001. С.26.
нанесла свой отпечаток глобализация. Во время движения в транспорте реализуется коммуникация, как непосредственная «во плоти» лицом к лицу, так и технологическая по мобильному телефону, определяемая как «воображаемое путешествие»11. Транспортная перевозка представляет одну из форм пространства потребления, располагающуюся в сфере глобализации, пересекающуюся с «обшей экономикой знаков». Путешествие в транспорте -физическое перемещение «во плоти» по транспортным инфраструктурам современного города. Местом ожидания транспорта служит остановка, где возникают и концентрируются различные элементы системы продвижения потребительских товаров: от рекламных щитов и мелких ларьков-магазинов до крупных торговых комплексов. Зачастую, владельцы выстроенных магазинов, торговых центров стремятся переименовать остановку в соответствии с собственной коммерческой единицей. Обслуживание поездок, в которых участвуют крупные потоки людей, включенных в транспортную инфраструктуру15, воспроизводят глобальные явления, транслируют глобальные понятия.
Городская территория испещрена транспортными маршрутами, наполнена материальными объектами (транспортными вагонами, строениями), с которыми взаимосвязаны акторы (пассажиры). Наличие и степень взаимосвязей человека с физическими объектами городской среды определяют индивидуальные возможности, поэтому изучение человеческой повседневности неразрывно с рассмотрением объектов физического мира, в нашем случае - элементов транспортной инфраструктуры. Учитывая метафоричность социологического мышления, подчеркнем важные для данного исследования понятия сеть, поток, путешествие и термин «скейп» (вид, русло). Понятие скейп обозначает сети технологий и транспортных
Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация//Массовая культура: современные западные исследования. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. 18Ві\І 5-98392-002-2. С. 136.
15 Термин, свойственный дискурсу представителей власти для обозначения сисіемм. связывающей территорию города, организующей пространство посредслю.ч транспортных коммуникаций
19