Ви є тут

Объединяющие идеи как фактор социокультурной динамики

Автор: 
Зубанова Людмила Борисовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271628
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ................................................... 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС
ПОНЯТИЯ «ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ИДЕЯ».............................17-80
§ 1.1 .Объединение как проблема междисциплинарного анализа.17
§1.2.Объединяющая идея: сущность и типология............. 36
§1.3. Динамические и структурные составляющие объединяющих идей.......................................................62
ГЛАВА 2. ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ИДЕИ В СИСТЕМЕ
КУЛЬТУРЫ...............................................81-152
§2.1.Методологические основы социологического исследования
объединяющих идей..........................................81
§2.2. Сравнительный анализ функционирования объединяющих идей в
западной и восточной культурах.........................;...96
§2.3. Основы формирования и социологического изучения объединяющих идей в культуре России....................................123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
153
159
ВВЕДЕНИЕ
Мир идей - один из самых сложных и до конца непознанных феноменов духовной деятельности человека. По сути, вся история мировых цивилизаций есть бесконечная история развития идей, их смены и борьбы, угасания и возрождения, их мощнейшего воздействия на ход общественных событий. Известный французский социолог Г. Лебон писал еще в XIX веке: «Истинно исторические перевороты - не те, которые поражают нас своим величием и силой... Крупные исторические события являются лишь видимыми следствиями невидимых перемен в мысли людей»[103,С.4].
Каждая эпоха выдвигала свои идеи. Одни из них носили частный характер, возникая спонтанно и так же быстро исчезая, оставляя в истории общественной мысли лишь слабый след. Другие имели поистине всеобъемлющий характер, претендуя на статус универсальных. Среди них особое место принадлежит объединяющим идеям. Разные поколения обращались к собственным ориентирам интеграции, по-своему определяли их сущность и назначение. Вся история социапыю-культурной динамики общества, весь многомерный процесс человеческого становления есть нескончаемый поиск собственной идентичности, борьба интеграционных и дезинтеграционных начал, рождение и распространение объединяющих общество идей. Актуализация изучения специфики их преломления на рубеже веков и тысячелетий становится особенно очевидной.
Говоря об актуальности проблемы, нам представляется важным ответить на два принципиальных вопроса: почему проблема объединяющих идей приобретает особую значимость в наше время; и чем вызвана необходимость ее решения именно в контексте социологического знания. Получив ответы на данные вопросы, мы получим и более четкое представление о характере проведённой исследовательской работы.
В современном мире действует две противоположные тенденции. С одной стороны, мир становится более цельным благодаря вступлению в новую систему отношений - единое и неразрывное коммуникативное пространство.
Апробация диссертационной работы, изложение ее основных положений осуществлено в 12 публикациях общим объемом 7 печатных листов.
Результаты исследования прошли обсуждение на XXI, XXII, XXIII научно-практических конференциях ТАКИ (Челябинск, 1998-2002гг.); всероссийской конференции аспирантов «Проблемы культуры и искусства» (Санкт-Петербург, 2000г.) и «Российская культура глазами молодых ученых» (Санкт-Петербург, 2001г.); всероссийской научно-практической конференции «Проблемы нового менталитета россиян и молодежи на пороге третьего тысячелетия» (Орел, 2000г.); межвузовской конференции «Наука и образование на рубеже третьего тысячелетия» (Челябинск,2000г.); научно-практической конференции «Судьба России: образование, наука, культура» (Екатеринбург,2000г.); всероссийской научно-практической конференции «Проблемы разработки и реализации социальных технологий в регионах» (Самара, 2001г.); межрегиональной научно-практической конференции «Культура на пороге третьего тысячелетия в свете культурологического знания» (Челябинск, 2001 г.); межрегиональной научно-практической сессии «Этнос. Творчество. Культура» (Омск, 2002 г.).
Социологические данные по изучаемой проблеме прошли апробацию на всероссийской научно-практической конференции «Уральским социологическим чтениям 25 лет» (Екатеринбург, 2001 г.). Основные положения работы использовались при чтении курсов истории и теории культуры. Теоретические основы рассмотрения социодинамических процессов нашли отражение в изданных учебных пособиях «Социокультурная динамика: основные подходы и принципы рассмотрения» и «Народная культура Сибири» (Глава I: «Динамика этнокультурных процессов»).
Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, заключение и список литературы.
16
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ПОНЯТИЯ «ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ИДЕЯ»
§1.1. Объединение как проблема междисциплинарного
анализа
Осмысление окружающего нас мира уже на ранних этапах генезиса общества было тесно переплетено с поисками некой универсальной, фундаментальной основы. Этот поиск осуществлялся различными мыслителями, школами и направлениями по-разному, однако на протяжении столетий обнаруживается один постоянно воспроизводящийся мотив -выявление условий тождества, сходства, соответствия. Этот мотив прочно закрепился в сознании человека с самых ранних времен существования.
В первобытном обществе человек осознавал себя в составе большого рода: он был частью целого и не представлял себя вне родового коллектива. Подобный взгляд проецировался и на весь окружающий мир, который, по аналогии также воспринимался единым целым, где все части неразрывно связаны между собой. С помощью мифологического мышления, заключающего в себе синкретическое нерасчлененное знание, абсолютизировалась связь всех вещей и явлений в окружающем мире.
Несмотря на то, что отдельные племена возникали в форме небольших локальных сообществ, они, тем не менее, находились в постоянном общении и взаимодействии. Они, как отмечает российский исследователь А. Ахиезер [6,С.З], были обозримы, и это создавало ощущение причастности человека к сообществу как к целому и позволяло осуществлять интеграцию на непосредственной эмоциональной основе. Такая организация социума задавала мышлению модель понимания мира как упорядоченного организма, в котором все взаимодополняется и организуется в единое и неделимое образование.
Постепенно восприятие мира как целостного пространства уступает место видению его как некоего расчлененного начала. Разброс людей на
17