Ви є тут

Нигилизм в культуре современного российского общества

Автор: 
Тоторкулова Мадина Махтиевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
159
Артикул:
193658
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты
социологического анализа нигилизма...................................14
1.1. Концепции нигилизма в философии и социологии....................14
1.2. Нигилизм как социально-культурное явление.......................36
1.3. Трансформация нормативно-ценностной системы современного
российского общества как источник нигилизма..........................49
Глава 2. Формы проявления нигилизма в кульгуре
современного российского общества....................................69
2.1. Правовой нигилизм...............................................69
2.2. Нигилизм и молодежная контркультура.............................87
2.3. Экстремизм и терроризм как проявления нигилизма................108
Заключение..........................................................128
Примечании..........................................................134
Библиография........................................................144
Введение.
3
Актуальность темы исследования. Проблематика нигилизма является одной из самых актуальных в социально-гуманитарных исследованиях предыдущего столетия. Глобализация и интенсификация социальных процессов, широкое распространение массовой культуры разрушают традиционные нормы и ценности, размывают устойчивые ориентиры деятельности. Это приводит к коренным изменениям в сознании современных людей, когда абсолютное и относительное неверие, или отрицание смысла, становится одной из самой распространенных мировоззренческих установок. На этой основе различные формы культурного нигилизма приобретают массовый характер.
Проявления нигилизма многообразны, однако все они - от социально индифферентного индивидуализма до активных асоциальных действий - носят деструктивный характер и представляют собой непосредственную угрозу стабильному развитию общества. Нигилистические установки ведут к рассогласованию механизмов поведения отдельных личностей и социальных групп, деформируют поведенческую активность людей, способствуют распространению аморальности, углубляют кризисные явления в культуре. Поэтому исследование социокультурных аспектов нигилизма приобретает на сегодняшний момент практическое значение и актуализируется в качестве проблемы выживаемости культуры в современных условиях.
Особую остроту тематика культурного нигилизма имеет в современном российском обществе, где наблюдается нестабильность нормативноценностных систем, характерная для транзитивного социума. Системная трансформация нашего общества сопровождается радикальной переоценкой ценностей, сломом прежних механизмов социокультурного воспроизводства. Эти процессы являются необходимым этапом становления нового социального порядка и адекватных ему нормативно-ценностных систем. Однако стремление построить новое общество нередко сопровождается развенчани-
14
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты
социологического анализа нигилизма.
1.1. Концепции нигилизма в философии и социологии.
В XX веке проблематика нигилизма является одной из самых обсуждаемых в философских, культурологических и социологических дискуссиях. В последние десятилетия количество монографий и научных статей, посвященных анализу нигилизма, его места в современной культуре, исследованию его различных проявлений, значительно возросло. Данный факт обусловлен, прежде всего, коренными изменениями в массовом сознании современных людей, когда абсолютное и относительное неверие, или отрицание смысла, становится одной из самых распространенных мировоззренческих установок. Это приводит к появлению новых форм негативизма в сознании и практической деятельности. В частности, Ж. Бодрийяр, говоря о нигилизме как о факте жизни, отмечает, что в начале XX века существовал эстетический, сюрреалистический и дадаистский нигилизм; еще раньше, в начале XIX века, можно было говорить о романтическом нигилизме. Теперь же в широких слоях распространился нигилизм как полное безразличие и отсутствие убеждений. Он пишет: «... для нас не остается ни малейшего проблеска надежды, что течение вещей еще сможет приобрести какой-то смысл». (1) Все это говорит о том, что нигилизм - это не просто литературная или философская проблема, а часть современной социальной действительности.
Практическую актуальность проблемы нигилизма подчеркивает также Урсула Хоманн, автор обзора на тему «Нигилизм и искание смысла». Обобщая проанализированные ею работы, она пишет: «Современная мысль снова переживает кризис, и утверждение, что традиционные общеобязательные представления о ценностях и общепринятые образы мысли давно уже не удовлетворяют никого... не кажется ни особенно новым, ни удивительным...
15
Просвещенческие идеалы давно успели потускнеть. Вместо надежды на будущее и веры в прогресс перед лицом необеспеченности настоящего и неуверенности в завтрашнем дне все шире распространяются безнадежность, страх и резиньяция. Не происходит не одного публичного выступления, ни одного комментария к текущим событиям, чтобы в них не констатировалось повсеместное ощущение утраты смысла и не выражались сожаления по поводу вялой безучастности у большей части молодежи». (2)
Нигилизм (от лат. nihil - ничто) в широком смысле выражает отрицательное отношение субъекта (группы, общности) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это - одна из форм мироощущения и социального поведения.
Действительная история нигилизма может быть рассмотрена в двух аспектах. Во-первых, в качестве истории развития самого нигилистического мироощущения как неприятия утвердившихся в обществе норм и ценностей. И во-вторых, в качестве истории осознания нигилистической проблематики и рефлексии над ней. В данном случае нас будет интересовать именно последний аспект истории нигилизма. При этом ориентирами исторического экскурса в проблему будут служить вопросы взаимосвязи нигилизма с характером и особенностями современной культуры.
У. Хоманн намечает три основных стадии почти двухсотлетней истории осмысления проблемы нигилизма. На первой стадии, в конце XVIII века, происходит вхождение понятия нигилизма в обиход философских споров благодаря концепции Ф. Якоби. На второй (после Ф. Ницше) - нигилизм обрел статус философской категории. Наконец, начиная с 30-х годов XX века, нигилизм превратился в явление политической и духовной культуры, в умонастроение, претендующее на то, чтобы овладеть массовым сознанием.
Если ростки нигилизма как определенного умонастроения можно обнаружить достаточно давно, то проблематика нигилизма в явном виде появляется в середине XIX века, когда в западноевропейской философии на передний план выступают иррационалистические концепции. Для этого име-