Ви є тут

Информационно-технологическая компетентность российских школьников в контексте формирования информационной культуры

Автор: 
Отверченко Любовь Федоровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Артикул:
193345
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1
Глава 2
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
1.1 Роль информационно-коммуникационных технологий
в формировании культуры современного общества..20
1.2 Теоретико-методологическое основание исследования социокультурной трансформации современной школы.42
1.3 Информационно-технологическая компетентность как фундамент информационной культуры учащихся......63
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
2.1 Информатизация современной российской школы....91
2.2 Компьютерная грамотность учащихся
в дисциплинарных рамках школьной информатики..111
2.3 Социокультурная специфика формирования компьютерной грамотности школьников
Ростовской области............................131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
158
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
165
ПРИЛОЖЕНИЕ
185
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Трансформационные процессы глобализации и информатизации охватили вес сферы общества начала XXI в. Лавинообразные информационные потоки, в которые погружена жизнь наших современников, привносят постоянные изменения и неопределенность в систему социальных взаимодействий. Утилизация информации, выполняющей в обществе новые экономические, политические и культурные функции, осуществляется посредством конструирования, интенсификации и распространения новых каналов межличностной и массовой коммуникации, которые обходят барьеры пространственно-временных ограничений. Технологическим, социальным и культурным основанием этих процессов выступает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), и в первую очередь, компьютера и Интернета. Важнейшим способом адаптации, самореализации и гармонизации жизнедеятельности людей к условиям информационной неопределенности и нестабильности является овладение ими информационной культурой. Составляющие ее ценности, нормы и модели поведения способствуют появлению новых форм социальности индивидов и выстраиванию новой среды социальной мобильности, позволяя
1
нашим современникам найти «точку опоры» в водовороте постоянных изменений окружающей действительности и полноценно реализовать свой профессиональный, гражданский и личностный потенциал. Приоритетной задачей обеспечения устойчивого общественного развития является институцио-
*
нализация направленной трансляции информационной культуры в системе непрерывного образования. Особенно важна интернализация ее ценностных норм и ориентаций молодежью, активность которой по формированию и реализации эффективной жизненной стратегии в условиях информационного общества гарантирует преемственность социально-экономического прогрес-са.
V
I
4
3
I
4
курсов по проблемам социологии молодежи, социологии культуры и образования, социальной информатики, информатики, информационной культуры, а таюке при организации социологических исследований.
Апробация работы. Основное содержание диссертационной работы излагалось в научных статьях и докладывалось на конференциях различного уровня, в частности, на Международной научно-практической конференции «Компьютерные технологии в науке, производстве, социальных и экономических процессах» (Новочеркасск, ноябрь 2004 г., ноябрь 2006, ноябрь 2007 г.), на Международной ежегодной научно-теоретической конференции «Лосевские чтения» (Новочеркасск,'май 2006 г.), на Международной конференции «Человек и общество: поиски, проблемы, решения» (Новочеркасск, март 2007 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы информатизации образования: региональный аспект» (Чебоксары, апрель 2007 г.). По теме диссертации опубликованы научные статьи и монография общим объемом 6 п.л. Результаты диссертационного исследования используются в практической деятельности Управления образования Администрации г. Новочеркасска с целью повышения эффективности формирования информационно-технологической компетентности учащихся в рамках школьного образовательного процесса.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих шесть параграфов), заключения, списка использованных источников, приложения (представленного в виде 38 статистических таблиц).
ГЛАВА 1 ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
1.1 Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании культуры современного общества
Современный социум функционирует в условиях непрерывного циркулирования лавинообразных информационных потоков, которые распространяются по экстенсивно и интенсивно растущим каналам межличностной и массовой коммуникации, разрушая- на своем пути ранее казавшиеся незыблемыми барьеры пространственно-временных ограничений. Д.В. Иванов отмечает, что «в современном обществе система получения знаний об окружающем мире, о правилах поведения и приспособления к среде давно уже полностью зависит от информационных потоков и каналов их распространения» [49].
Проникновение и встраивание в систему социальных взаимодействий непрерывно возрастающих объемов информации осуществляется'посредством выполнения ею следующих социокультурных функций. Информация представляет собой основной фактор определения стоимости активов на финансовых рынках, подверженных «информационным турбулентностям различного происхождения, каковыми являются политическая нестабильность, обстоятельства правового порядка, ожидания технического характера или даже личные прихоти и высказывания лиц, ответственных за принятие решения» [60].
Информация является стратегическим товаром современного рынка. Самым большим экономическим потенциалом в настоящее время обладает гео-