Ви є тут

Феномен петербургской идентичности: анализ конструирования и функционирования

Автор: 
Ахнаева Надежда Александровна
Тип роботи: 
анализ конструирования и функционирования
Рік: 
2004
Артикул:
193470
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение........................................................................ 3
Глава 1.
Теоретические основы изучения петербургской идентичности.........................10
1.1. Социальная идентичность: культурный и динамический аспекты..................13
1.2. Конструирование социальной идентичности.....................................25
1.3. Социокультурные особенности крупного города: влияние на формирование
идентичности.....................................................................34
Глава 2.
Петербургская идентичность как сопричастность городу.............................43
2.1. Предпосылки становления петербургской идентичности......................... 44
2.2. Образ города: символико-коммуникативный аспект..............................53
2.3. Модели восприятия «другого».................................................61
2.4. Сопричастность городу: «примордиальная» привязанность и патриотические представления....................................................................65
Глава 3.
Конструирование петербургской идентичности: анализ типов сопричастности городу
3.1. Правовые основы петербургской идентичности: социологический аспект..........76
3.2. Формирование сопричастности городу и представление о «настоящем петербуржце».....................................................................85
3.3.Реконструкция частной истории жизни: доминанты петербургской
идентичности....................................................................100
Заключение......................................................................114
Библиография....................................................................119
2
Введение
Актуальность исследования: Петербург на протяжении всей своей истории становился предметом многочисленных повседневных дискуссий, научного анализа, ведущей темой литературных произведений, народного творчества, которые пытались представить обобщающие оценки или же раскрыть особенности отдельных проявлений города. Изучение петербургской идентичности связано с осмыслением феномена Петербурга, города на краю земли русской, города у моря, города на болоте, города мигрантов, которому суждено было стать столицей Российского государства, пережить революции, блокаду, демографические кризисы, миграционные волны, социальные реформы. Насыщенная история города, а также накопленные за годы существования культурное наследие, научный, образовательный потенциал складывались в фундамент петербургского самосознания.
Произошедшие в России в конце XX века социально-экономические и политические преобразования привели к необходимости переосмысления культурной специфики Петербурга, субъективно-символической характеристикой которой выступает петербургская идентичность. Петербургская идентичность представляет собой единство административно-территориальной и культурно-исторической идентичностей. Она не только подчеркивает специфику петербургского социума, но и является одним из механизмов культурной преемственности, который позволяет сохранять и развивать традиции города, а также играет существенную роль в процессе приобщения к культурному наследию Петербурга. Академик Д.С. Лихачев отмечал: «Нам важно осознать свою роль, свой характер, свою индивидуальность как города, чтобы развить и поддержать, хотя бы наиболее важное и значимое в культурной деятельности наших предшественников петербуржан»1. Процесс формирования и осмысления человеком своей сопричастности городу является необходимой составляющей деятельности по сохранению и обогащению культурного наследия города. Сегодня сохранение культурной среды Петербурга связано не только с деятельностью экспертов но петербурговедению, но и с осознанием горожанами своей включенности в пространство города, которое осмысляется как неотъемлемая часть их жизненного мира.
Проблема конструирования петербургской идентичности была актуализирована процессом демократизации российского общества. Этот процесс способствовал активизации деятельности по воссозданию традиций, манипуляции культурными символами, направленной на построение образа города для «внешнего потребления» и
1 Актовая лекция, прочитанная академиком Российской Академии Наук Д.С. Лихачевым 19 мая 1993 года в день вручения ему Диплома и Мантии Почетного Доктора СПбГУП. СПб.: СПбГУП, 1994.
3
самотождественности. Такая ситуация приводит к тому, что каждый человек становится носителем неограниченного набора идентификационных возможностей.1
Несмотря на кризис идентичности, «необходимость включения в социальные связи является неотъемлемым свойством человеческой личности, которая пассивно или активно самоопределяется среди многообразных групп или общностей».2 Человек включается в эти группы в результате осознания своей самости, смысла жизни, мироздания путем самостоятельного критического мышления и созерцания3, принятия ценностей, норм, социальных представлений данных социальных образований. «Момент самосознания придает границам культуры определенность»4, позволяет осмыслить значимость принадлежности к ней и способствует поддержанию её уникальности.
Идентичность - это «не только чувство того, кто мы есть, но и линза, сквозь которую мы смотрим на мир».5' Приписывание человеком себя к определенной культуре является не только наклеиванием на себя ярлычка, но и включением в жизнь группы, а, следовательно, и взгляд во вне с позиции представителей данной культуры. Поэтому идентификация - это не только презентация себя другим, но и процесс вхождения в «свою» культуру, который представляет собой как усвоение её ценностей, норм, так и личностно-креативный процесс.
«Каждого человека связывают разнообразные отношения с другими людьми, и он движется в рамках этих отношений по направлению к различным мирам», - говорил К. Тей лор6. Культурная идентификация предполагает внутреннее обращение к другим людям и наличие установки по отношению к ним, она позволяет человеку ощутить свою сопричастность к родной культуре. Эта сопричастность может быть выражена через приобщение к культурным знаниям, как интуитивное постижение культуры, как простое созерцание, заинтересованность, привязанность. В этом случае люди не являются объектами друг для друга, они втянуты в общую ситуацию, возникает мы-контакт, формируется совместно переживаемый опыт, «оба человека осуществляют духовное рукопожатие».7
Идентифицируя себя с определенной группой, индивид поддерживает её своеобразие, посредством усвоения и презентации её атрибутов. Индивидуальная интерпретация усвоенных представлений усиливает жизнестойкость культуры, так как
1 Цит. по Смирнова А.Г., Киселев И.Ю. Идентичность в меняющемся мире. Ярославль: ЯрГУ, 2002. С. 31.
2 Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе// Социологический журнал. 1994, Jfel. С.35-52.
3 Соколов A.B. Феномен социально-культурной деятельности. СПб.: СПбГУП, 2003. САЗ
4 Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. С.267.
5 Friedman L. The Horizontal Society. London, 1999. P. 3.
6 Taylor C. Sources of Self. Cambridge: Harvard Univ.Press, 1989. P.36.
7 Д. Фон Гильбрандт Метафизика коммуникации. СПб.: Алетейя, 2000. С.30.
11
обогащает её новым содержанием. Процесс идентификации является неотъемлемой частью динамики культуры, способствуя сё воспроизводству. Из рассмотренного становится понятным, что социальная идентичность, включая индивидов в систему социальных отношений, способствует поддержанию и развитию культуры, установлению солидарных отношений между её носителями. Реализация этих функций особенно необходима для сохранения уникальной культурной среды Петербурга.
Сегодня анализ различных видов территориальной, региональной идентичностей представляет собой одно из направлений изучения вопросов самосознания, которые включены в предметную область социологии культуры. Данные виды идентичности формируются в результате культурных преобразований и процесса адаптации человека к социальным и природным условиям среды. Петербургская идентичность представляет собой единство культурно-исторической и административно-территориальной идентичностей. Как административно-территориальная она отсылает к ощущению примордиальной связи с местом рождения, а также включает в себя представление о территориальных границах Петербурга. Формирование петербургской идентичности как культурно-исторической протекает в результате осознания человеком своей сопричастности историческому прошлому, культурному наследию, социальному пространству* города.
* Социальное проаранство представляет собой систематизированное пересечение связей, объединяющих субъектов, обладающих общими признаками.
12