Ви є тут

Сетевое интернет-сообщество как социокультурный феномен

Автор: 
Кончаковский Роман Владиславович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
300208
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения интернет-сообществ............................................................14
1.1. Специфика социокультурного подхода к анализу интернет-сообществ............................................................14
1.2. Организационно-культурные факторы формирования интернет-
сообществ............................................................38
Глава 2. Сетевые интернет-сообщества как объект социокультурного исследования...........................................................62
2.1. Механизмы социокультурного воспроизводства контактных интернет-сообществ на примере форумов ресурса
«Е1.ру»..............................................................62
2.2. Механизмы социокультурного воспроизводства массово-контактных сообществ на примере сетевого интернет-сообщества «В контакте».................................................................107
Заключение..........................................................151
Список литературы...................................................157
Приложение 1........................................................169
Приложение 2........................................................170
Приложение 3........................................................172
Приложение 4........................................................174
Введение
Актуальность исследования. Начало нового тысячелетия сопровождается трансформациями социальной реальности, обусловленными проникновением в общественные процессы новых технологий. Социальные последствия; их развития в XXI'. в. актуализировали осознание проблем, связанных с. глобализацией и становлением информационного общества, дискуссии о которых ведутся на протяжении последних десятилетий. Особая роль в,изменении, социальной реальности принадлежит становлению и функционированию; сети Интернет. Ее развитие приводит к возникновению новых социальных практик. Из механизма передачи информации, Интернет превращается не только в структурирующую, объединяющую людей социальную технологию, но й в. самостоятельную сферу жизни, функционирование которой, приводит-к трансформации современного социального пространства, возникновению новых социокультурных паттернов..
•Актуальность темы диссертационного; исследования обусловлена несколькими развивающимися в настоящее время процессами. Во-первых, технологические изменения приводят к появлении» новых типов> интернет-сообществ, выполняющих иные, чем прежде, функции, вызывая.к жизни противоречия,, с которыми еще не приходилось сталкиваться пользователям..Во-вторых, все более заметна роль интернет-сообществ в производстве социального запаса знания,, становлении новых моделей социальности. В'-третьих, интернет-сообщества выводят на новый уровень, процессы самоорганизации в социуме, с одной стороны, предоставляя качественно иные возможности для развития индивида, с другой - способствуя возникновению новых практик манипулированшгим. : . "
Осмысление этих процессов требует, безусловно, разносторонних исследований. Мы считаем одним из продуктивных исследовательских направлений применение социокультурного подхода к анализу интернет-сообществ, которые рассматриваются как среда, где происходит взаимопроникновение культурного и социального. При этом, для нас интегративность - одна из
3 :
К субъективным критериям выделения сообществ относится также общность интересов их членов [152]. Изменение интереса приводит и к смене сообщества. Примерами такого рода сообществ выступают, например, клубы любителей животных. Для интернет-сообществ общий интерес их членов становится; на наш взгляд, определяющей характеристикой: Причем реализация этого интереса уже не ограничена, как прежде, пространственной привязанностью.
Исследователи социальных аспектов организации сообществ в пространстве Интернет предлагают переопределить их на основе новой, сетевой формы социальности. Так, Б. Уэллман, отмечая субъективные характеристики интернет-сообщества, такие как социальная поддержка, чувство принадлежности, идентичности рассматривает их как сети межличностных связей, выполняющие, в том числе, и информационную функцию [52, с. 153]. Следует добавить, что, в отличие от сообществ, организованных на основе территориального принципа, интернет-сообщества формируют социокультурный капитал своих членов, расширяя их возможности конструирования собственной идентичности.
Говард Рейнгольд видит виртуальные сообщества как социальные агрегации, возникающие в Сети, когда достаточное количество людей в, течение длительного времени принимают участие в публичных дискуссиях, испытывая необходимые человеческие эмоции для формирования личностных взаимоотношений в киберпространстве [163].
Существует и противоположная позиция, согласно которой интернет-сообщества - это фантазия, подобие реального мира, в которых люди пытаются скрыться от одиночества. Как подчеркивает А. Сиванандан, это, во-первых, сообщества интересов, а не людей [166]. А, во-вторых, он ставит под сомнение само существование интернет-сообществ. Основной предпосылкой такой позиции становится неверие в тождественность эмоций в реальной жизни и в интернет-сообществе. С нашей точки зрения, эмоции не единственный критерий существования сообщества и не могут выступать в
качестве центрального основания для его определения. Не вступая в полемику по вопросу о тождественности эмоций, мы обращаем внимание на то, что интернет-сообщества также не отвечают и территориальному принципу организации, что, однако, не исключает их из числа сообществ. Вместе с тем, рассмотрение интернет-сообществ как сообществ общих интересов* представляется правомерным..
Отечественные исследователи сетевых интернет-сообществ используют следующие их определения. В.'Нестеров считает, что «сетевое сообщество» (социум) - группа людей, взаимодействие которых протекает преимущественно в глобальных компьютерных сетях, осознающих свою общность, связанных общей идеологией, традицией» [91]. Н. С. Прохорова рассматривает интернет-сообщества как «группу людей, использующих Интернет как. базовое средство для организации пространства группового взаимодействия участников» [97, с. 36]. В данном случае эти определения могут быть нами приняты как условно рабочие, так как вскрывают специфику интериет-сообществ с точки зрения использования его членами технического средства, что является формальной характеристикой интернет-сообщества:
Б. В. Сазопов-и Е. А. Богомолова дают определение сообщества, исходя из противопоставления его1 обществу, отмечая различия в форме их организации. Общество, по их мнению, обладает специфическими механизмами власти, основанными на прямом принуждении. В сообществе, согласно авторам статьи, отсутствуют механизмы прямого принуждения [107, с.60]. Признавая правомерность использования данного критерия для уточнения специфики сообщества, мы отмечаем, что следует скорее говорить о доминантных типах власти в разных обществах и сообществах, а не об их отсутствии или наличии.
Из приведенных формулировок видно, что одна из тенденций переопределения сообщества - исключение из него принципа территориальной общности индивидов. Такое изменение связано с невозможностью игнорировать новые формы социальных связей между людьми, возникающие в XX веке на