Ви є тут

Правовая культура молодежи Северного Кавказа: специфика формирования и ценностное содержание

Автор: 
Петрулевич Ирина Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
294564
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение .......................................................... 3
Глава I. Методологические проблемы анализа правовой
культуры молодежи В ПОЛИЭТНИЧНОМ общест- 20
вс...............................................
1.1. Социокультурная предметность анализа правовой культуры .................................................. 21
1.2. Специфика правовой культуры полиэтничного региона: проблема совместимости обычной и позитивной правовых систем............................................. 37
1.3. Молодежь как субъект правовой социализации.............. ^
Глава II. Ценностное содержание правовой культуры молодежи республик Северного Кавказа.................................. 84
2.1. Специфика региональных условий формирования правовых ценностей............................................. 87
2.2. Политико-правовые ценности в правовой культуре молодежи..................................................... 100
2.3. Ценность гражданских прав в правовой культуре молодежи..................................................... 121
Заключение....................................................... 151
Список литературы................................................ 156
Приложения....................................................... 173
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Модернизация российского общества, предполагающая формирование основ правового государства, в числе многих неотложных задач требует создания достаточно гомогенной правовой культуры демократического (гражданского) типа. О социальной значимости проблемы целенаправленного формирования правой культуры, и в частности, правовых ценностей, для России подробно писали еще русские историки государственной школы, чуть позже - замечательный русский мыслитель И.А. Ильин. Анализируя историю Российского государства, он объяснял причины политических кризисов из характера правосознания российского общества.1 В советский период политико-правовое воспитание рассматривалось как составная часть идеологической функции государства, которое реализовывало эту задачу, опираясь на институт образования, трудовые коллективы, различные общественные организации. Радикально настроенные ученые-обществоведы и публицисты конца 80-х годов XX в. показали идеологическую зашорен-ность советского государственного правового воспитания, что в немалой степени способствовало свертыванию этого направления деятельности, сужению его только до сегмента образовательных программ. Но, как замечают специалисты, «изучение курсов правоведения, теории государства и права в учебных заведениях - это образовательный, а не воспитательный процесс», он не решает главной задачи - формирования ценностной составляющей правового сознания.2
В России сложилась ситуация, при которой правовые реформы, направленные на формирование правового государства, не сопровождаются целенаправленным воспитанием молодежи в ценностях права. Между тем, эти ценности не формируются естественным путем практикой современных рос-
1 Ильин И.А. О сущности правосознания. Собр. соч. в 10 т. Т.4.М., 1994, с.258-260.
2 Иванников И.А. Правовая культура российских государственных служащих начала XXI столетия // Государственное и муниципальное управление. 2003, № 1.129.
3
ва»^5. Другие авторы полагают, что «структурными элементами правовой культуры являются компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов»26. Третья классификация состава правовой культуры предполагает выделение следующих ее элементов: «права, то есть системы норм, выражающих государственные веления; правоотношения как систему общественных отношений, уре^лированных правом; правовые учреждения, то есть систему государственных органов, обеспечивающих правоприменение и правореализацию; правосознание; правовое поведение, то есть систему практической деятель-
'уп
ности по исполнению и применению права». Следовательно, уровень правовой культуры индивида и группы обусловлен восприятием правовых идей и законов, умений и навыков пользования правом, оценки собственных знаний права.28
Сторонники правового подхода рассматривают культуру с позиций регулятивного воздействия правовой нормы на поведение человека. Регулятивная функция правовой культуры заключается в усвоении индивидом и группой знаний о норме, в соответствии с которой избирается определенная модель поведения. Эта функция правовой культуры направлена на укрепление принципа законности как формального соответствия правового поведения индивидов и групп законам государства.2*
Основания правового подхода к культуре были заложены в социальной философии, где право рассматривается в зависимости от его социальной обу-
24 Социология права: Учебное пособие (под ред. В.М. Сырых). - М., 2001. С. 114.
25 Там же. С. 270.
26 Сальников В.П. Формирование правовой культуры в условиях становления гражданского общества: структура и функции // Ученые записки юридического факультета СПб гуманитарного института профсоюзов. 1997. №2. С. 10.
27 Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социально-психологической науки. - М., 1991. С. 33-36.
23 Социология права: Учебное пособие (под ред. В.М. Сырых). - М., 2001. С. 113.
29 «Законность (верховенство закона) - пишут А.Я. Сухарев и В.Д. Зорькин, - это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными липами» (Законность // Большой юридический словарь (под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских). М., 1997, С. 302).
22
словленности, то есть источников права.
Эта традиция изучения права возникла в античной философии, где господствовали рационально-рефлексивные представления о праве как общественной целесообразности, а источником права признавалось государство (Платон, Аристотель). В этом случае право являлось определенной формой общественных отношений, которая опосредуется и упорядочивается через регуляцию поведения людей государственно-правовыми нормами и принципами.
Социально-философские предпосылки общесоциологического подхода к исследованию права, по мнению французского социолога Р. Арона, возникли в период Французского Просвещения.30 Ш.Л. Монтескье в работе «О духе законов» выявляет и анализирует те социальные, политические, экономические, исторические, географические факторы, которые влияют на процесс правотворчества и определяют особенности содержания и характера позитивного права у разных народов и в различные эпохи их социальноисторического развития.31
Развитие капиталистических отношений способствовало переосмыслению теории общества в социальном знании. Оно стало пониматься как результат борьбы за власть различных групп. Подобная интерпретация общества находит свое отражение в легалистских концепциях права в XIX веке. Так, немецкий юрист XIX в. Р. Иеринг пытался синтезировать в своем учении социологическую трактовку процесса формирования права как результата борьбы различных интересов социальных групп в сочетании с правовым под ходом к праву как совокупности принудительных норм, установленных государством, которое и решает, какой из интересов взять под свою защи-ту. Предложенная Иерингом концепция получила довольно широкое признание и распространение на Западе и в России.
30 Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1992. С. 24-29, 33.
31 Монтескье Ш.Л. О духе законов // Избранные произведения. - М., 1955. С. 168.
32 История политических и правовых учений. - М., 1997. С. 680-681.
23