Ви є тут

Социальные трансформации в системе высшего образования на этапе его интернационализации

Автор: 
Кирина Ирина Львовна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193760
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ....................10
1.1. Философия образования на этапе его глобализации
и интеграции в мировое образовательное пространство...10
1.2. Анализ зарубежного опыта организационных
моделей образовательной деятельности..................38
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА.....................64
2.1. Современное состояние высшего образования Тюменской области в условиях новой парадигмы
Российской образовательной системы....................64
2.2. Социодиагностика социальных трансформаций
в системе высшего образования региона................102
2.3. Критерии и направления преобразования поведения субъектов образовательной
деятельности Тюменской области.......................131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................147
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................153
ПРИЛОЖЕНИЯ...........................................172
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Общественное развитие начала XXI века знаменуется признанием ведущими странами мира сферы образования одним из основных приоритетов социальной политики. Причинами этого послужили осознание жизненно важной роли образования в обеспечении устойчивого социокультурного развития государств, укрепления их позиций в мировом сообществе, повышение уровня и качества жизни населения, необходимость адаптации членов сообщества к динамично меняющимся условиям жизни и формирование нового открытого мышления, возникновение и рост глобальных проблем.
В настоящем столетии человечество получило реальный шанс перейти от соревнования в технической сфере к соперничеству в сфере знаний, создать эффективное образовательное пространство, в котором гуманистические ценности образования составят основу для максимального развития духовного и интеллектуального потенциала личности — главного ресурса нации.
Современный этан развития российского общества характеризуется необходимостью трансформаций отечественной системы образования. Такие трансформации есть результат развития процессов интернационализации образовательных систем различных стран мира по трем основным направлениям: глобализации, интеграции в мировое образовательное
пространство и транснационального образования. Кардинальные изменения в общественной структуре, социальных, культурных, политических и экономических процессах, происходящие в условиях вхождения российского образования в мировое образовательное пространство, предъявляют к отечественной системе высшего образования целый ряд требований:
- открытость образования будущему, придание ему открытого миру творческого характера;
3
производящей вещные блага и услуги, предназначенные для жизнеобеспечения населения как народа с собственной культурой трудовой, семейно - бытовой и досуговой жизнедеятельности, с привычным уровнем и образом жизни, идеалами, психологией и ценностями» [44, с.52].
Образование - автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы образование - это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией РФ образования в соответствии со статьей 43: «Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» [1, с. 15]. Образование неотъемлемая и важная сфера человеческой деятельности. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование не может не входить в поле зрения политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.
Согласно социологическому подходу, берущему начало от Дюркгейма, общество предстает как система, а образование как одна из его подсистем в ранге социального института, имеющего свои объективные функции и
18
структуру. Еще на рубеже 19-20 веков часть теоретиков и практиков отечественной и зарубежной педагогики стремилась к системному изучению образования, рассматривая образовательный процесс во взаимосвязи с окружающей общественной, социальной средой. В исследовательской практике стали применяться социальные, ближе к социологическим, методы изучения социальной среды.
В литературе к настоящему моменту встречаются такие определения категории «образования». «Образование»:
- это процесс [31, с.418];
- это деятельность, направленная на овладение личностыо системой научных знаний, познавательных умений, качеств личности, развития ее способностей [23, C.239J;
- это синоним становления личности [12, с.224].
Социологический энциклопедический словарь дает такое определение «Образование (англ. Education, нем. Builing) - 1. Совокупность
систематизированных умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно в процессе обучения в специальных учебных заведениях. Образование - один из показателей социального статуса индивида и один из факторов изменения и воспроизводства социальной структуры общества. 2. Социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в разные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества» [105, с. 207-208].
В законе Российской Федерации № 3266-1 «Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином
(обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им
19