Ви є тут

Мемориальное зодчество Кыргызстана XVIII - начала XX века : генезис, эволюция, типологические особенности, национальные традиции

Автор: 
Султанова Наталья Георгиевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293375
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 4
Глава 1. Условия развития мемориального зодчества Кыргызстана.
1.1. Историко-культурные условия 14
1.2. Этногенетические особенности 24
1.3. Природно-географические и климатаческие условия 27
1.4. Строительная культура • 30
Выводы к первой главе 40
Глава 2. История происхождения, эволюция и формообразование мемориального зодчества Центральной Азии и Кыргызстана.
2.1. Роль религии и культов в архитектуре мемориальных сооружений 41
2.2. Генезис, эволюция и преемственность традиций архитектуры мемориальных сооружений 47
2.3 Факторы формообразования и типологическая характеристика мемориальных сооружений 67
Выводы ко второй главе 75
Глава 3. Особенности развития мемориального зодчества Кыргызстана XVIII - начала XX вв.
3.1. Формообразование, типология мемориальных сооружений 76
3.2. Развитие объемно-пространственной композиции кыргызских мемориальных сооружений 95
3.3. Приемы архитектурно-художественной выразительности 132
Выводы к третьей главе 145
Заключение 146
Краткий словарь терминов 149
Список использованной литерагуры 150
ХАРАТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность темы исследования.
Развитие суверенного Кыргызстана сегодня ставит проблему более
глубокой переоценки исторических, культурных, социальных ценностей республики. Важным вопросом является возрождение духовной культуры, аналитическое,исследование своеобразия национального творческого наследия, его места и ценности вклада в мировую культуру и цивилизацию. Изучение немногочисленных памятников архитектуры, сохранившихся на территории Кыргызстана, ведет к переосмыслению роли архитектурного наследия. Выявление истоков народного творчества, историческое развитие формообразования, объемно-пространственной композиции и строительного мастерства необходимы для дальнейшего становления национальной архитектуры. Благодаря исследователям архитектурных сооружений появилась возможность воссоздать историю, начиная с древнейших времен, была принята периодизация по социально-типологическим этапам, дана характеристика уникальным произведениям народного зодчества средневековья, проведены первые попытки выделения типов архитектурных сооружений. Учеными, историками, этнографами, археологами не выявлены процессы формообразования, истоки эволюционного развития объемно-пространственной композиции, своеобразие национального, народного зодчества, единства архитектурных тенденций и стилей с другими архитектурными школами Центрально-Азиатского региона. Возникла проблема в научно-методологическом, теоретическом исследованиях кыргызского народного зодчества.
Культово-мемориальное зодчество Кыргызстана исследовано недостаточно, имеющийся натурный материал свидетельствует о его огромном архитектурном многообразии. Исторические источники в основном охватывают период Х-ХН века, время создания замечательных классических памятников
4
В V в. началась согдийская колонизация, которая привнесла свое мировоззрение в культуру кочевников-тюрков. Поселения размещались вдоль торгового пути из Мсрва в Восточный Туркестан и далее, были обнесены оборонительными стенами. На базе этих поселений возникли впоследствии города, где развивается строительство дворцов, жилых и культовых сооружений. Согдийцы были искусными ремесленниками, строителями. В зодчестве они применяли кирпич-сырец, саман, лёссовые блоки и пахсу. Развивается градостроительство, города состояли из цитадели, шахрисгана, рабата, храмов, жилья, некрополя. Его можно рассматривать как единый административный, ремесленный, торговый центр, упоминаются города Ош, Узген, Ахсикеб, Куршаб.
4. В средневековый доисламский период с VI по XV в. образовался Тюркский каганат, в который входила и территория современного Кыргызстана. Столицей каганата был г. Суяб на р. Чу. Каганат просуществовал до 745 г. В этот период в Чуйской и Таласской долинах развиваются земледелие и различные ремесла. Возникают поселения городского и сельского типов, поселение Ак-Бешим, г. Токмок, в котором возведен буддийский храм со сводчатыми конструкциями.
С 766 по 940 г. в Семиречье установилось карлукское господство. В этот период развиваются феодальные отношения. Значительная часть карлуков, пришедших сюда с Западного Алтая, занимается земледелием, развиваются ремесла и торговля. В VШ-X вв. в Чуйской и Таласской долинах возникают десятки различных городов и поселений, которые носили региональные черты, отличавшие их от других городов Центральной Азии. Планировка поселения, в окружении крепостных стен, продолжала оставаться прежней: цитадель и прилегающий к ней шахристан, плотно застроен светскими, культовыми зданиями и жилыми домами. По периметру или вокруг центральной части поселения были кварталы, обнесенные стеной, длина которой по окружности
19
иногда достигала 15 км. Все населенные пункты имели сложную систему оборонительных укреплений, состоящих из высоких стен, входных ворот и валов.
Наиболее значительными городами на Тянь-Шане были Каджингарбаши (современные развалины Ширдак-бек) на р. Алабука и Ат-Баши (современные развалины Кошой-Кургон) на р. Кара-Капан, находящиеся в 12 км от современного райцентра Ат-Баши. Эти города были ставками кочевых феодальных владений. На юге Кыргызстана, но различным источникам, в Ферганской долине было шесть больших и около ста малых городов, население вело оседло-земельческий образ жизни. Дома возводились из лёссовых блоков и были приспособлены не только для жилья, но и для отражения врага. Резиденциями феодалов служили замки и крепости, вокруг которых располагались укрепленные селения и некрополи с усыпальницами юртообразной формы, оградками и сагана.
Время арабских завоеваний связано с кризисом в социальной и экономической жизни, политической раздробленности Центральной Азии. Несмотря на сопротивление народов, в IX в. завоевания арабов привели к их сильному влиянию в этом регионе. Вместе с ними пришла новая религия ислам на смену другим религиям, существовавшим ранее в этом регионе.
С IX по X в. ислам принят в качестве государственной религии. Период правления Самаиидов, время подъема и возрождения экономики, культуры Центральной Азии, происходит дальнейшее развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли, товарообмен с другими странами. Продолжается развитие типичного азиатского города: цитадель с жилищем правителя; шахристан с жилищем знати, богатых купцов; рабат с торгово-ремесленным посадом и кольцом оборонительных стен; некрополь с усыпальницами-мавзолеями, расположенным недалеко от поселения. Возрастает роль культовых, общественных, мемориальных сооружений.
20