Ви є тут

Ориентации старшеклассников на саморазвитие в учебной и внеучебной деятельности : социологический анализ

Автор: 
Заводова Юлия Витальевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
294384
179 грн
Додати в кошик

Вміст

План
Введение................................................................3
Глава 1. Методологические подходы к анализу сущности и противоречий становления ориентаций на саморазвитие старшеклассников общеобразовательных школ..............................................12
1.1. Сущность и особенности ориентаций учащихся на саморазвитие 12
1.2. Основные противоречия в системе формирования ориентаций старшеклассников на саморазвитие в учебной и внеучебной деятельности в современных условиях............................52
Глава 2. Взаимодействие основных субъектов образовательного процесса при становлении ориентаций на саморазвитие учащихся старших классов...............................................................90
2.1. Состояние и особенности формирования ориентаций на саморазвитие у старшеклассников в учебной и внеучебной деятельности...........90
2.2. Роль родителей и педагогов в выработке ориентаций на саморазвитие у учащихся общеобразовательных школ.............................124
Заключение............................................................148
Литература............................................................154
Введение
Современный мир в связи с высоким темпом изменений в научно-технической, производственной и других сферах предъявляет к личности повышенные требования в отношении социальной мобильности. Для данного этапа развития цивилизованного человечества характерно смещение акцента с процессов преимущественно воспроизводства того, что создано за тысячелетия во многих культурах, на динамичное изменение во всех сторонах жизни.
Это не может не отразиться в системе ведущих потребностей, интересов, ценностных ориентаций человека. Важной задачей становится не только удовлетворение первичных материальных потребностей, но и выработка мотивации на активное и эффективное освоение новых производственных технологий, методов и приемов работы, более совершенных устройств, улучшающих быт и досуг человека. Скорость обновлений научных знаний, предметов, в которых реализуются разработки ученых, технологов, конструкторов, настолько возросла, что без ориентации на саморазвитие личность не способна эффективно использовать и то, что ей предлагает современный рынок товаров и услуг. Человек должен быть готов к постоянной смене имеющихся знаний и умений на необходимые для дальнейшего научно-технического и социального развития общества.
Таким образом, возникает необходимость специального социологического изучения тех социальных процессов, которые определяют возникновение и утверждение новых для человека потребностей, ориентаций и установок как ведущих детерминант его сознания и поведения. Актуальной задачей становится анализ тех объективных и субъективных факторов, которые влияют на формирование и реализацию качественно иных ориентаций, побуждающих личность'отказываться от привычных способов поведения, заниматься самообразованием и самовоспитанием ради достижения тех целей, которые прежде не являлись ведущими в его повседневной жизни.
3
Школьное образование в это время являлось важнейшим средством развития тех детей, которые готовились к осуществлению более сложного умственного труда, предполагающего не только определенное физическое и психическое развитие личности, но и совокупность знаний в конкретных сферах изучения и преобразования человеком природы, техники, общественной жизни.
Накопление все большего объема знаний о разнообразных законах существования окружающего мира, способах воздействиях на него, увеличивало объем той информации, которую должен был получить школьник в процессе общего образования. Поскольку до начала 20 века темпы научно-технического прогресса были невелики, полученными в школе знаниями можно было пользоваться на протяжении всей трудовой деятельности. Школа в связи с этим ориентировалась на решение социальной потребности в подготовке подрастающего поколения в первую очередь к деятельности по воспроизводству культуры этноса, страны.
Последняя треть прошлого и начало нынешнего века характеризуется высокими темпами преобразований как в научно-технической, так и социальной сферах. Новые открытия в науке, появление и широкое распространение различных технических устройств, информационная революция впервые в истории привели к тому, что человек вынужден постоянно обновлять свои знания и представления об окружающем мире. Многие виды производств характеризуется тем, что новые технологии и соответствующие им технические устройства обновляются с периодичностью раз в полгода - в год. С периодичностью в 3-5 лет наблюдаются изменения в технических устройствах, которые человек использует в быту. Реклама предлагает приобретать товары с все более совершенными свойствами. Появляются новые формы организации досуга различных групп населения.
Информационная революция ведет к тому, что человек, часто помимо своей воли, получает новые знания о событиях, происходящих в разных странах, научных открытиях, затрагивающих его повседневную жизнь, здо-
15
ровьесберегающих способах организации деятельности. При этом знания о различных процессах, явлениях природного и социального мира, полученные сравнительно недавно, быстро устаревают. Поэтому актуальной проблемой становится переход личности из состояния воспроизводства уже освоенных видов жизнедеятельности к их постоянному саморазвитию во всех видах своего взаимодействия с природой и людьми. Это означает, что возникает общественная необходимость формирования у молодежи особых ориентаций, которые являлись бы одними из ведущих побудителей личности к постоянному саморазвитию во всех сферах повседневной жизни.
В частности, показателем возникновения у социума этой потребности является появление новых программных документов, определяющих приоритетные направления развития системы российского образования. Так, в пункте 1 статьи 14 закона Российской Федерации «Об образовании» уже в 1992 году в качестве обязательного ориентира обозначена необходимость таким образом выстраивать содержание образования, чтобы оно обеспечивало самоопределение личности и создание условий для ее самореализации’. (выделено нами). Концепция модернизации российского школьного образования, принятая Правительством России в 2002 году, также первой целью образования обозначает развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации7.
Следовательно, общество не только понимает важность школьного этапа развития личности для формирования основных социально значимых ценностей и установок, но и пытается управлять этим процессом. Сложность заключается в том, что эти новые, адекватные современным общественным потребностям, идеи противоречат многолетней практике функционирования системы семейного и государственного образования, и поэтому пока остаются, в основном, «на бумаге». Отсутствует как системно проработанная научная база для подготовки педагогов-практиков к работе по-новому, гак и на-
1 Российской Федерации Закон от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании». Екатеринбург: Изд.дом «Лжур», 2008. С. 12.
2 Концепция развития российского образования на период до 2010г.
Нцр://уу\у\у.коЬ.ш/тепи/1сасЬсг/41 /41 ои/004Дос С.2.
16