Ви є тут

Культура российских интернет-сообществ в условиях становления информационного общества

Автор: 
Нигматуллина Гузелия Фаридовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
300634
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ
1.1. Теоретические аспекты исследования перехода к информационному обществу в России 11
1.2. Информационная культура как фактор формирования информационного общества 46
ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ
И11ТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ
2.1. Культурный контекст формирования интернет-сообществ начала
XXI века 68
2.2. Субкультуры российских интернет-сообществ: проблемы классификации 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 176
ПРИЛОЖЕНИЕ 198
г
ВВЕДЕНИЕ
Тенденция развития и роста популярности сети Интернет характерна как для всего мирового сообщества, так и для России в частности. На территории России каждые полтора года число пользователей Интернет увеличивается вдвое, в марте 2010 года - этот показатель составил 38% взрослого населения страны. Интернет задействован практически во всех сферах жизнедеятельности общества: обучении, работе, общении, отдыхе и т.д.
Сеть Интернет за последние годы стала неотъемлемым инструментом функционирования современного общества, во многом способствующим и определяющим темпы, направления и формы его развития. Интернет тесно связан с одной из доминирующих тенденций современного мира глобализацией. Стирание экономических, политических, культурных и национальных границ становится возможным и обуславливается развитием средств коммуникаций, приводящих к формированию новых форм взаимодействия, основой для которых является Интернет.
Интернет породил не только особый вид коммуникаций, но и новые социальные структуры, нормы отношений между людьми, т.е. создал новую реальность - виртуальную. В этой реальности складывается новый тип сообществ - интернет-сообществ. Изучение интернет-сообществ, их культуры - новая исследовательская задача.
Постоянный рост количества интернет-ресурсов, числа пользователей, использования Сети в новых направлениях, формирование новой реальности - виртуальной, появляющиеся в этой новой реальности сообщества - ставят перед социологической наукой задачи анализа типов сообществ, оценки форм и степени влияния культуры на культуру общества. Большая часть проводимых исследований в области изучения Интернет направлена на
з
подтверждает позицию автора диссертационного исследования в отношении существования (формирования) специфической культуры интернет-пользователей, которая несомненно обладает отличными от традиционной культуры элементами такими как формы и способы представления информации; нормы; традиции, привычки; знания, умения и навыки; ценности; мифология.
М. Кастельс в работе «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» (1996 - 1998) рассматривает компьютерные сети в качестве материальной и организационной основы информационного общества [67], однако несколько корректирует само понятие. Он называет такое общество "информациональным" (informational society), а не «информационным», поскольку информация играла значимую роль и в более ранних обществах, и своим обозначением отмечает параллель между «информациональным» и «постиндустриальным» обществами. Он акцентирует внимание на возрастании роли «информациональной экономики», которая связана с информационной деятельностью и ее техническим обеспечением. С этим нельзя не согласиться, поскольку успехи компьютерной индустрии и развитие Интернета делают реальностью сетевую экономику, сетевые интернет-сообщества, сетевые трудовые коллективы. Таким образом, по мнению диссертанта, формы взаимодействия становятся виртуальными, и принимая специфику виртуального общения, заимствуя особенности взаимодействия интернет-пользователей влияют на реальную практику. Что подтверждает позицию диссертанта в отношении изменения социальных связей в информационном обществе.
Г. Шиллер утверждает, что на информационной революции лежит печать неравенства, и она только обостряет это неравенство. То, что называют информационной пропастью, имеет тенденцию становиться только глубже: более образованные и состоятельные люди получают
19
дополнительные преимущества в виде доступа к развитым информационным ресурсам (например, к функционирующим в режиме онлайн базам данных и совершенным коммуникационным системам), а тех, кто находится на нижних ступенях социальной лестницы, постепенно погребает под собой «информационный мусор», как его называет Г. Шиллер. Этот мусор развлекает, отвлекает, содержит массу сплетен и очень мало ценной информации [172, 201]. Диссертант разделяет данную позицию, в особенности относительно Интернета, который содержит массу информации, и выполняющий развлекательную функцию, вместе с тем Интернет содержит значительный объем информации необходимой . пользователям, которую, однако, достаточно сложно идентифицировать, так как она не структурирована.
Согласно Ж. Бодрийяру, современный западный социум, по сути, являясь информационным обществом, существует как «общество потребления». По в том понимании, что социально-знаковая характеристика потребляемой вещи является для нее первично фундаментальной, а ее «полезность» выступает прямой рационализацией. «Практика потребления», по мысли Ж. Бодрийяра, обеспечивает специфическую отстраненность от мира благодаря жизни в укрытии знаков: «знаки и сообщения исчерпывают то, что мы потребляем, поскольку содержание сообщений и означаемые знаков нам безразличны», т. е. люди потребляют знаки именно как знаки. Тем самым, ученый утверждает, что «эпоха потребления» является этапом процесса расширенного воспроизводства производительных сил и контроля над ними [106, 379-382].
Рассматривая концепции информационного общества, диссертант считает возможным рассматривал» его с позиции общества потребления. При этом отмечает, что в информационном обществе значительна роль знаков и символов, как носителей информации и знаний цивилизации, социальные
20