Ви є тут

Эволюция брака как социального института и гендерной системы : социологический анализ современных тенденций в среде студенческой молодежи

Автор: 
Агинская Тамара Ивановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302164
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...;.................................................3
I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО БРАКА
1.1. Институт брака как предмет социологического исследования.17
1.2. Эволюция брака как гендерной системы.....................50
II. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОГО ПАРТНЕРСТВА В СТРУКТУРЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ...............................................
2.1. Брачные установки студенческой молодежи в развитии гендерных отношений (по материалам количественных исследований)............100
2.2. Типы гендерного партнерства в современном браке (по материалам качественных исследований).......................................129
2.2.1. Обзор материалов групповых дискуссий в трех фокус-группах 146
2.2.2. Анализ материалов неструктурированных (углубленных) интервью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................167
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.....................................173
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (Уровень образования женщин и мужчин)..........190
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 (Браки и разводы)..............................191
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 (Анкета).......................................192
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования определяется существенными изменениями в функционировании института брака в экономически развитых странах на рубеже XX - XXI вв. и необходимостью адекватного отражения и анализа процесса в социологии.
Эволюция брачных отношений проявляется в постепенном отказе от патриархатной системы ценностей и признания личностью и обществом гендерной иерархии. Объяснение процесса возможно в рассмотрении процесса в единстве изменений брака как объекта институционального регулирования и относительно закрытой системы гендерных отношений между женщиной и мужчиной. Современный брак динамичен как и само постоянно трансформирующееся современное общество.
Эволюция ценностных представлений о браке интенсивно протекает в среде студенческой молодежи как социально-демографической группе, имеющей преимущество общности возраста и деятельности, способствующей распространению- брачных ориентаций. Их изучение, таким образом, позволяет исследователям выявить вектор происходящих в современных обществах изменений в функционировании брака на этапах формирования идеальных представлений и конструировании реальной гендерной системы. Стихийно складывающиеся брачные практики конструирования брачного союза становятся своеобразным вызовом институциональной консервативности брака и, неизбежно, требуют их трансформации. Таким образом, в контексте изучения темы диссертационного исследования становится методологически адекватным соединение эвристических возможностей традиционного для классической социологии институционального подхода и интенсивно развивающегося в т.н. неклассической социологии гендерного подхода.
Во введении в анализ гендерного подхода было выявлено направление его актуализации: углубление научных представлений о типах гендерного партнерства в брачном союзе мужчины и женпщны. Свидетельством теоре-
18
брака: на первое место авторы поставили личностное самоопределение в браке, на второе - культурную детерминацию брака как формы отношений между людьми, и лишь на третье - его институциональную определенность; во-вторых, определение указывает на возможность и необходимость синтеза исследовательских подходов в изучении брака. Однако, в целом мы не вполне солидарны с позицией авторов определения. Они предложили некий паллиатив, эклектику, представив сложность брака как объекта социологического исследования.
Мы исходим из методологической установки о том, что социологическое изучение брака начинается с рассмотрения его в качестве социального института, определяющего цивилизационные формы отношений между мужчиной и женщиной. В социальной эволюции происходила смена форм, что отражалось в правовых, моральных и культурных нормах и ценностях брака.
Основоположник социологии, английский позитивист Герберт Спенсер ввел в формирующуюся науку учение о социальных институтах2, отождествляя институты с учреждениями (этимология термина) и видя в них аналог регулирующей функции нервной системы в биологическом организме. Он выделил шесть групп социальных институтов, поставив по значимости на первое место «домашние» институты, среди которых отметил, в числе наиважнейших брак и семью. Г. Спенсер рассматривал их как социальные институты, раскрывающие механизм включения мужчин и женщин в различные формы общественной жизни. При этом английский ученый был основателем эволюционного подхода в социологии, что предопределило его стремление к изучению эволюции брака от неупорядоченных отношений между полами (промискуитет) до современных, известных в его время, форм моногамии.
Эволюционный подход в изучении брака в свое время был продолжен Фридрихом Энгельсом, основателем марксизма и, подчеркнем, - эмпириче-
2 См.: Андреев Ю.П., Коржсвская И.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. Гл. 1. Свердловск, 1989.
19
ской социологии в Англии,3 в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Он одним из первых прогнозировал переход брачных отношений от полигамии к моногамному браку с главенством мужчины и экономической зависимостью женщины. Классик рассматривал брак как «учреждение, вытекающее из естественного права: физиологическая необходимость, хозяйственная сторона, взаимная помощь»4. Согласно концепции социализации брака Л. Моргана и Ф. Энгельса, отношения между мужчинами и женщинами претерпевали на протяжении истории значительные изменения. Ф. Энгельс проанализировал эволюцию отношений между полами в процессе развития человечества, которое прошло этапы дикости, варварства и цивилизации. Соответствующие этапы эволюции претерпели и брачные1 отношения: полигамия, групповой брак и затем парный брак (как форма индивидуального союза мужчины и женщины), позже моногамия, которая возникла при переходе от доклассового общества к классовому, где возникает частная собственность и приходит в действие закон распределения по собственности. В зрелом раннеклассовом обществе, как правило, в роли собственников выступают мужчины.
В 1970-90-е гг. XX века эволюционный подход Ф. Энгельса был развит в отечественной социологии. Автор концепции эволюции брака С.И. Голод5 оценивает социальные изменения, происходящие в современном браке, с позиции эволюционизма, перемещая фокус, своего внимания на внутреннюю структуру брака и характеристику взаимоотношений между супругами. Показывая, как в обществе последовательно сменяют друг друга патриархальная, детоцентристская и супружеская семья 6, автор приходит к выводу о том, что главной тенденцией движения современного общества является доминирование супружеской, семьи. Хотя, считает ученый, названные моногамные
3 См.: Энгельс Ф. Положение рабочего класса о Англии / К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Издание 2-е. Т.2. М.: Гос. изд-во политической литературы, 1955. С. 231-517.
4 См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / К. Маркс, Ф. Энгельс / Избранные произведения в 3-х т. М.: Изд-во политической литературы, 1970. С. 211-370.
3 См.: Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.: Наука, 1984.
6 Необходимо отметить, что практически до конца XX в. исследователи рассматривали институт брака как неотделимую часть института семьи.