Ви є тут

Адаптация школьной молодежи к рынку труда в контексте социальных трансформаций

Автор: 
Демьяновская Ольга Сергеевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
163
Артикул:
191785
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ К СФЕРЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...............................12
1.1. Методологические подходы к анализу процесса социально-профессиональной адаптации молодежи.........................12
1.2. Динамика изменений процесса интеграции школьной молодежи
в рыночные отношения..........................................36
Глава 2. АДАПТАЦИ01П1ЫЕ СТРАТЕГИИ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА ТРУДА......................................71
2.1. Образовательные и трудовые намерения
школьной молодежи крупного города.............................74
2.2. Трудовая занятость школьников: начальный этап
адаптации к рынку труда.......................................98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................127
СПИСОК ИС1ЮЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................133
ПРИЛОЖЕНИЕ
155
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. В связи с модернизацией российского государства и общества возрастает интерес к проблематике социальной интеграции молодежи и, в частности, адаптации личности к текущим социальным переменам. Одной из важных тем в этом проблемном ноле современного общества является адаптация молодежи к рынку труда. Отсутствие единой образовательной и кадровой политики привело к дисбалансу спроса рабочей силы на рынке труда и предложения на рынке образовательных услуг. На фоне диссонанса институтов образования и занятости с особой остротой выступает актуальность проблемы безработицы для молодежной когорты. Обычно уровень безработицы среди молодежи в несколько раз выше уровня безработицы среди взрослого населения, что характерно для большинства стран мира. По данным Федеральной службы государственной статистики, уровень безработицы в возрастной группе до 20 лет достигает 30% и превышает средний уровень безработицы по России в четыре-пять раз.
В условиях современного глобального экономического кризиса в российском государстве происходит резкое сокращение числа вакансий рабочих мест, непосредственно отражающиеся на молодеясном рынке труда. На самом деле разрозненные действия ведомств образования и занятости не могут определить необходимые направления исследований методов обучения, эффективности стилей преподавания, позволяющих адаптировать выпускника, чтобы он смог занять достойное место в профессии и обществе. В нынешних социокультурных условиях множество выпускников учреждений профессионального образования не имеют четкой перспективы трудоустройства; от квалифицированной рабочей силы на рынке труда их отличает недостаток компетенций, профессиональных знаний, необходимой квалификации, отсутствие трудовых навыков и нехватка предприимчивости в поисках трудового заработка. Трансформационные процессы, происходящие в социально-экономической сфере, повлекшие
15
о
ний, противоречащих друг другу . Социальное действие по М. Веберу предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида или группы и ориентацию на других. Понимание социального действия тесно связано с веберовской идеей рациональности, в соответствии с которой М. Вебер разработал типологию социального действия, в основу которой положена степень рациональности. Типология включает: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное действия. Принцип рациональности, пронизывающий все существующие модели модернизации, основывается, по М. Веберу, на наличии связи между религиозными идеями и профессионализмом9.
Еще полнее описывает социальную адаптацию Т. Парсонс10. Его концепция «равновесного общества» заключается в балансе между потребностями индивида и социальной средой, осуществляющемся в процессе усвоения индивидом важнейших социальных норм, доминирующих в данной среде. По мнению Т. Парсонса, если есть равновесие - общество стабильно, если равновесия нет -возникает социальный конфликт. Отсюда важнейшей задачей общества является стремление к этому равновесию, хотя, по мнению Т. Парсонса, достичь абсолютного равновесия невозможно. И потребности индивида, и социальные нормы - величины динамические, их совпадение может произойти только случайно и на короткий промежуток времени. Т. Парсонс использует термины «адаптация» и «социальная среда», отмечая, что человек всякий раз взаимодействует не с обществом в целом, а с небольшой его частью. Полного равновесия не достичь, но общество должно стремиться к этому. Устойчивость всякой социальной системы зависит от степени интеграции ряда общих ценностных стандартов интериоризированной структурой потребности - установок, составляющих структуру личностей. Первое средство - социализация. Второе средство -социальный контроль как способ поддержания порядка среди людей. По Парсонсу, процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется по-
к Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 21-22.
9 Там же. С. 25.
10 Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии. Социология сегодня: проблемы и перспективы. М., 1965. С. 48.
16
средством интсриоризации общепринятых норм, когда индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». Важнейшим условием социализации Парсонс рассматривал адаптацию индивидов к социальной среде. Адаптивные механизмы должны обеспечить человеку его адекватность и социальную желаемость, особенно в его профессиональной роли и его семье". Парсонс разработал функциональную систему измерения взаимодействия индивидов и социальной среды в русле социоцентрического подхода12, при этом адаптация интерпретировалась как баланс взаимных ожиданий индивида и социальной среды.
Однако общество не может быть равновесным, так как это несовместимо с диалектикой развития. В обществе нет единства и покоя. Социальная структура внутренне противоречива и динамична, она подвергается постоянным трансформациям даже в периоды относительной социальной стабильности. Изучению общества в условиях противоречий и конфликтов посвятил свою теорию аномии Р. Мертон13. Привлекая теорию аномии Р. Мертона, отметим, что аномия - результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными всеобщими целями и законными, институциальными средствами их достижения. Рассматривая нормативную структуру общества, то есть структуру отношений между нормами, ролями, статусами, ценностями и институциальными порядками и способы адаптации к ней, Мертон отметил, что отношения между этими компонентами могут отличаться согласованностью-рассогласованностью, варьирующимися в самых широких пределах, более того, могут быть конфликтными14. На уровне индивидуального поведения аномия проявляется как структурно заданная ограниченность возможных выборов. Когда структура возможностей расходится с нормативной структурой, люди имеют неравный доступ к институциализированным средствам достижения культурно одобряе-
11 Парсонс Т. О сфуктурс социального действия. М.: Академический проспект, 2000. С. 218.
12 Там же. С. 305.
13 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT, Хранитель, 2006. С. 120.
14 Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. № 3. С. 105.