Ви є тут

Русские колокольные звоны в синтезе храмовых искусств: история, стилевые основы, функциональность

Автор: 
Ярешко Александр Сергеевич
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2005
Артикул:
321002
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава I. Исторические и сакральные истоки колокольных звонов 24
Глава II. История возникновения и развития
православных колокольных звонов на Руси 41
• Об очепном и язычном способах звона 48
• Русские государи и колокололитейщики -
попечители и создатели колокольного искусства: 61
> века XV-XVII 62
> век XVIII 80
> век XIX - начало XX 95 Глава III. Музыкальная стилистика
православных колокольных звонов 118
1. Акустические особенности колокольного звука 118
2. Канонические формообразующие средства колокольных звонов
как основа стилистики 144
> Понятие канона в колоклольной музыке 144
> Благовест как молитвенный континуум звона (канон-исток) 146
> Структурно-техническая каноничность 149
3. Стилевые особенности формообразующих средств: 151
♦ остинатно-вариативный принцип развертывания музыкальной формы 152
♦ мелодия и лад 168
♦ импровизационность как принцип развития глубинной энергетики формообразующих элементов 176
4. Народно-национальные основы и целостный анализ православных колокольных звонов 190
Глава IV. Жанрово-каноническая типизация православных колокольных звонов
224
• Перезвоны 225
• Проводной звон и его типологические варианты 226
• Будничные звоны 242
• Праздничные звоны 248
• Красный звон 256
• Трезвон 265
• Встречный звон 273
• Целодневный звон 274
• Свадебный звон 275
• Малиновый звон 277
Глава V. О феномене звонаря православного храма 280
Заключение. Колокольные звоны в синтезе храмовых искусств 294
Комментарии 326
Библиография 341
Нотное приложение 359
чимостыо обладает собственно звук колокола. Сама лексическая единица «звук» является производной для подавляющего большинства лексических единиц, относящихся к колокольному звуку, во всех славянских языках: «ср. рус. звон 'колокола', звонить ' о колоколе', звонить в колокола, звонница, звонарь; бел. звон; укр. дзвш, дзвониць, дзвонниця, дзвонсць 'колокольчик'; иол. dzwon 'колокол', dzwonic, dzwonnica, dzwonec; чеш. zvon 'колокол', zvoniti па zvon 'звонить в колокол', zvonec, zvonice 'колокольня'; серб.-хорв. звоно колокол', звонити, звонара 'колокольня', звонце колокольчик'; болг. звьн 'звон', звънсц, звъня, звънарница, словен. zvon 'колокол', zvoniti, zvonik 'колокольня' и др.» [1, с.267].
Не случайно колокол называют молитвой отлитой в бронзе: его звуковое выражение - «ОМ» (с санскритского - «Бог») с твердым, акцентным произношением гласной «о» (в русской транскрипции - «бом»). (Кстати, стоит заметить, что английское bell имеет близкое фонетическое звучание с русским названием). Поэтому многократные звоны-удары благовеста - это, по сути, молитвенное обращение к Всевышнему, в преддверии главного служебного действа - литургии. А удар-звон во все колокола с его динамической и тембральпо-обертоиовой насыщенностью в погребальном звоне в полном смысле сотрясает человеческую душу и сознание, поглощая окружающее пространство и наполняя его своей звуковой аурой. Здесь словно раздвигаются фаницы мира реального и возникает глубинное чувство причастности к бытию. Вспомним слова В. Ильина: «Богословский логизм литургических текстов и стройное пенис по церковным ладам, сопровождаемое колокольным шумом ритмо-тембров, дает картину подлинной иерархии ценностей. Священство - дух, народ, хор - душа, колокола - тело». И еще: «...колокольный звон есть символ церковной духовности. ...Вибрации колокольного звона создают в мире духовно-материальном те же образы, что пронизывающий слои эфира свет солнца и сияние свечей и паникадил» [86, с.230, 228].
Таким образом, сакральность колокольного звона имеет древнейшие истоки, которые в процессе исторического становления и развития колокола,
37
как предмета духовной культуры, наполнялась новым содержанием, приобретала устойчивые, символически значимые формы.
Колокол изначально выполнял роль объединения людей и выражения готовности этого объединения к совместному литургическому акту, акту обожествления. Звук колокола - это символ, своего рода фундамент молитвенного континуума через многократное повторение-взывание ко Всевышнему - Бог! (Ом, Он, Бом, Бог - это различные звуковые выражения одного понятия). В звучании многих колоколов происходит коммуникация символов, их многократное усиление к совместному «воплю». Отсюда идет звон-удар «во вся тяжкая», как кульминационный элемент литургики. Становится понятной и объяснимой тенденция к внешней красоте самого колокола и насыщение его тела ликами Спасителя, Богоматери и всего сонма святых, как и желание оставить на его теле свое мирское имя, заказчика или мастера, да будет оно услышано Господом!
Таким образом, постепенно, от века к веку складывался семантический ряд, относящийся к колоколу и звонам. Колокола стали обрастать легендами и поверьями, во многих случаях не беспочвенными. С давних времен известна лечебная сила колокола и его звучания, известны в истории колокола-предсказатели, которые звонили «сами о себе», звон освященного колокола отводил козни дьявола, голод, молнии и град, бури, эпидемии болезней и т.д. В итоге, колокол стал носителем добрых сил в борьбе со злыми. Об этом красноречиво свидетельствуют надписи на колоколах:
- Я оплакиваю мертвых, отвращаю гром, прославляю праздники, возбуждаю равнодушных, рассеиваю ветры, успокаиваю раздраженных.
- Я сзываю войско, обозначаю дни, указываю часы, прогоняю гром, прославляю праздники, оплакиваю мертвых.
- Я воспеваю истинного Бога, призываю парод, сзываю клир, оплакиваю мертвых, прогоняю заразу, украшаю праздники*1 [86, с.457].
Но главное, колокол стал неотъемлемой частью теологического представления о мире, гласом церкви, гласом Божиим. В одном из писем Свято-
38