Ви є тут

Концепция пространства в живописи Андреа Мантеньи

Автор: 
Акимова Дарья Анатольевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
226
Артикул:
172138
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение.................................................................4
I
Глава первая
Роль пространства и перспективы в живописи Кватроченто..................25
I. Становление и задачи системного пространства живописи Кватроченто.............................................................25
II. Линейная перспектива и ренессансная концепция мира..................32
III. Перспектива античности в понимании Ренессанса......................40
Глава вторая
Художественные влияния: формирование пространственно-
перспективной концепции Мантеньи........................................56
I. Франческо Скварчоне..................................................56
II. Флорентийские влияния: новая взаимосвязь действительного
и живописного пространства..............................................62
1.Донателло и ученики Скварчоне................................63
2. Идеи Андреа дель Кастаньо в Падуе...........................73
3. Никколо Пиццоло и флорентийская концепция пространства 80
III. Художники Северной Италии и Европы: образная активизация
пространственной среды картины..........................................88
1. Наследие падуанцев Треченто.................................88
2.Венецианская школа и пространство картин Мантеньи............92
3.Фрески Антонио Пизанелло в связи с пространственными решениями Андреа Мантеньи.....................................103
4. Другие северные и позднеготические влияния.................107
з
Глава третья
Перспектива и пространство в творчестве Мантеньи
как средства художественной выразительности..........................120
1. «Идеальный город» в картинах Мантеньи.............................120
И. Усложнение линейной концепции пространства в картинах Мантеньи... 134
1.Новое качество перспективных решений во фресковых
ансамблях....................................................134
2.0богащсние принципов линейной перспективы в отдельных
станковых работах............................................142
3. Роль цвета и светотени в живописном пространстве работ Мантеньи.....................................................153
III. Образная активизация пространственной среды.....................163
1. Диалог картины и зрителя: моделировка взгляда героя.......163
2.Устойчивые символические мотивы живописного пространства.........................................165
IV. Пространство истории и пространство живописи
в цикле «Триумф Цезаря»..............................................171
Заключение...........................................................193
Примечания...........................................................202
Список использованной литературы
218
21
художественные идеи Мантеньи. Однако избранный в данной диссертации подход позволяет наметить магистральные пути дальнейшего развития такой исследовательской деятельности. Необходимость подобной работы действительно существует, особенно учитывая влияние пространственных идей мастера на последующие поколения художников. Однако вопрос о наиболее значительных влияниях, определивших многие из особенностей пространства картин Мантеньи, до сих пор поднимался искусствоведами чаще всего в контексте исследований более общего характера, - к тому же, например, на взаимоотношения его работ с фресками Альтикьеро и Аванцо и тем более росписями Джусто ди Менабуои в Падуе обращается незначительное внимание.
Признавая пространственное своеобразие работ Мантеньи, Лайтбоун старается, впрочем, не абсолютизировать новизну находок Андреа Мантеньи. «Важно, - отмечает английский ученый, - не преувеличивать оригинальность концепции Мантеньи»41 в случае, например, с Веронским алтарем Сан Дзено. Единым пространственным решением, которое объединило бы все фрагменты основного яруса полиптиха, глубоко интересовались помимо и до Мантеньи, в частности, венецианцы Виварини, творчество которых было хорошо знакомо художнику. Как показывает Роберто Лонги в своей статье о «пространственных» фрагментах Джотто в капелле Скровепьи, северная Италия уже через Джотто приобщается к новому пониманию пространства, в котором реальное, земное, природное пространство соединено с метафизическим, вечным миром Бога через чувственное восприятие, через глаз зрителя.
Таким образом, путь к новому пониманию роли пространства и линейной перспективы у Мантеньи определяется не в последнюю очередь той иконосферой, в которой развивался его собственный стиль. Однако, как отмечает Эрнст Кассирер, «ни одно произведение искусства невозможно понять как сумму элементов - каждый из них подчинен
22
определенному закону и специфическому смыслу»40, но результат (произведение), вопреки математике Евклида, превосходит сумму слагаемых. Согласно тому же утверждению, пространство художественного произведения, созданного значительным художником, несет в себе много больше свойств и смыслов, чем все вместе взятые пространственные решения, предложенные его предшественниками и изучавшиеся им. С этой точки зрения все еще представляется справедливым замечание французского автора Андрэ Блюма, который оценивает пространственное решение капеллы Оветари как абсолютно новое для эпохи, понимая ее как «систему, совершенно новую для всего мира»44.
Т.П.Знамеровская, отдавая должное широкому кругу возможных влияний, так или иначе формировавших взгляды Мантеньи на пространственную среду картины, во главу угла ставит задачи самого автора: ведь даже при всех неоспоримых свидетельствах существования этих влияний, ничем не может быть заменена уникальность мышления Мантеньи, которая позволяет ему создавать новое не только исходя из предложенных слагаемых (работ предшественников), но и своего собственного мировоззрения. Раскрытие внутренней логики последнего, в том числе понимания пространства Мантеньей, - от одной работы к другой - становится одной из основных задач анализа у Т.П.Знамеровской. Именно поэтому о пространстве первых выполненных Мантеньей в падуанской капелле Оветари фресок Т.П.Знамеровская пишет: «[Мантенья] решает стоящую перед ним задачу несколько неловко и схематично. Пространство показано мало, в перспективном построении его много неточностей. Но смелость и новизна характеристики пейзажа, его удачное использование для усиления эмоционального звучания сцены предвосхищают дальнейшие достижения»45.