Ви є тут

Живопись блокадного Ленинграда

Автор: 
Бахтияров Руслан Анатольевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
204
Артикул:
172143
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА I К ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА..................11
1.1. Анализ литературных источников...............................11
1.2. К методологии изучения вопроса............................. 21
ГЛАВА II ЛЕНИНГРАДСКАЯ ЖИВОПИСЬ В 1930-е ГОДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ПЕРИОД БЛОКАДЫ.............................29
2.1. Ленинградская живопись в 1930-е годы. Основные пуги развития.29
2.2. Деятельность Ленинградского отделения Союза советских художников
в период блокады..................................................37
ГЛАВА III ТЕМАТИЧЕСКАЯ, ПОРТРЕТНАЯ И ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ..........................................................63
3.1.1. Тематическая живопись блокадного Ленинграда. Батальный жанр... 63
3.1.2. Исторический жанр..........................................78
3.1.3. Бытовой жанр...............................................86
3.2. Портретная живопись блокадного Ленинграда.................. 111
3.3. Пейзажная живопись блокадного Ленинграда....................138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................162
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................167
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.....................................................179
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.......
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
199
202
3
ВВЕДЕНИЕ
На фоне обширной и продолжающей увеличиваться научной литературы, посвященной военному, политическому и бытовому аспектам блокады Ленишрада, еще более ощутимой становится потребность в исследованиях, где объектом анализа является художественная культура этого времени. Она представляет собой целостное, имеющее четкие географические и хронологические рамки явление и обладает ярко выраженной спецификой, обусловленной прежде всего уникальностью блокады Ленинграда, не имеющей примеров в мировой истории1. В настоящее время особенно актуальным представляется углубленное исследование изобразительного искусства Ленишрада в период блокады -речь идет прежде всего о созданных в это время живописных произведениях, необходимость изучения которых неоднократно подчеркивалась в искусствоведческой литературе.
Следует отмстить, что подлинное историческое и художественное значение живописи блокадного Ленинграда было осознано уже в период Великой Отечественной войны. Ряд важных вопросов, связанных с данной темой, впервые был достаточно широко освещен в отдельных статьях, включенных в изданный в 1948 году альманах «Изобразительное искусство Ленишрада»2. Между тем наметившаяся в этих статьях тенденция к серьезному изучению отдельных видов и жанров изобразительного искусства города-фронта так и не получила закономерного развития. Продолжавшееся в течение полутора лет «ленинградское дело», имевшее поначалу исключительно политическую подоплеку, в результате самым негативным
1 Действительно, «история не знает другого примера неприступной обороны огромного города <...> в течение трех лет. Не знает примера прорыва осады и разгрома осаждающего противника изнутри блокады». - Д. Аль. Оборона Ленинграда - феномен Второй мировой и Великой Отечественной войны // Феномен Петербурга: Труды Третьей Международной конференции, состоявшейся 20-24 август 2001 года во Всероссийском музее А. С. Пушкина. Сборник статей. СПб., 2006. С. 16.
2 Изобразительное искусство Ленинграда. Альманах. М.; Л., 1948
19
Ленинграда заключается в отсутствии должного внимания к архивным материалам, считая, что «в дошедших до наших дней кратких и подчас скупых сведениях частной переписки содержится немало ценного для анализа творческих замыслов которые определяли в годы войны рождение известных полотен, графических циклов и скульптурных композиций»1. Из книг, изданных после 1991 года, необходимо упомянуть составленный Б. Д. Сурисом сборник писем ленишрадских художников «...Больше, чем
л
воспоминанья» и труд Л. А. Пинегиной «Художественная культура как фактор Великой Победы»3, где приводится ряд ценных сведений но художественной жизни и изобразительному искусству блокадного Ленинграда.
Важным событием для изучения интересующей нас темы стали состоявшиеся в 2005 году соответственно в Государственном Русском музее и Государственном музее истории Санкт-Петербурга выставки «Путь к Победе» и «Блокадный дневник», где экспонировались многие малоизвестные либо вовсе не упоминавшиеся в искусствоведческой литературе живописные и графические произведения, созданные в период блокады. Во вступительной статье к каталогу выставки «Блокадный дневник» В. Е. Ловягина вновь высказывает мнение о безусловной исторической и художественной значимости большинства работ, выполненных в осажденном городе, что может рассматриваться в качестве еще одного свидетельства утверждения в отечественном искусствознании нового, более объективного и вдумчивого взгляда на искусство этого времени: «Живописные произведения и многочисленные графические серии, созданные в период Великой Отечественной войны, составляют наглядную летопись жизни Ленинграда. Они в большинстве своем отличаются художественной выразительностью и раскрывают все многообразие событий
*. Г. Н. Павлов. Изобразительное искусство Ленинграда в годы Великом Отечественной войны. С. 69.
1 Б. Д. Сурис. «...Больше, чем воспоминанья...». Письма ленинградских художников 1941-1945. СПб., 1993 3 Л. А. Пинепша. Художественная культура как фактор Великой Победы. М., 1997.
20
героической обороны города, труд и быт его жителей...»1.
В настоящее время при изучении живописи блокадного Ленинграда особое внимание следует уделять малоизвестным, еще не получившим надлежащей оценки работам. Здесь необходимо еще раз упомянуть о том, что на рубеже 1980-1990-х годов отчетливо обозначилась тенденция к серьезному изучению произведений, отмеченных той выразительностью и эмоциональной взволнованностью, которых зачастую не хватало ставшим хрестоматийными завершенным полотнам, выполненным в годы войны. «В искусстве военных лет, как в официальной истории, - отмечает Н. Козырева, - есть “парадная” версия, востребованная “политическим моментом” и законами пропаганды, гремящая фанфарами и победными трубами, есть и другая, стремившаяся не пропустить, не забыть главное — как в нечеловеческих условиях люди спасали Жизнь и побеждали. И сегодня
л
именно эта версия вызывает особенный интерес...» .
Обзор литературы позволяет сделать следующий вывод. Работы, непосредственно посвященные искусству блокадного Ленинграда, представляют собой очерки или статьи, имеющие обзорный характер. Оценочные суждения здесь, как правило, преобладают’ над углубленным анализом содержания и стилистики конкретных произведений. Кроме того, последние рассматриваются изолированно друг от друга и не изучаются в контексте тенденций, которые направляли развитие советского и, в частности, ленинградского искусства в 1930-е годы. Наконец, недостаточное внимание уделяется архивным материалам, характеризующим деятельность Ленинградского отделения Союза советских художников, совместно с отдельными политическими и военными организациями руководившего творческой работой живописцев, находившихся в блокадном городе. Упоминая отдельные важные сведения и факты, связанные с художественной жизиыо города-фронта, авторы этих искусствоведческих работ не
1 В. Е. Лопягина. Вступительная статья к каталогу выставки «Блокадный дневник: живопись и графика блокадного времени». СПб., 2005. С. 6.
2 Н. Козырева. Посвящается Победе // Путь к Победе. Каталог выставки. СПб., 2005. С. 6.