Ви є тут

Художественные традиции как источник самобытности современного дизайна среды Горного Алтая

Автор: 
Терещенко Галина Федоровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
262
Артикул:
172184
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение...........................................................3
Глава 1. Региональные художественные традиции в формировании культурного ландшафта Горного Алтая»..............................12
1.1. Картина мира в мифологическом осознании народов Горного Алтая .12
1.2. Архетипы и символы - основа художественного образа в традиционной культуре Горного Алтая...............................25
1.3. Традиционное жилище как источник выражения национального своеобразия культуры Горного Алтая................................38
1.4. Народное декоративно-прикладное искусство Горного Алтая в аспекте художественного выражения традиционной культуры...................58
1.5. Современная концепция культурного ландшафта..................77
Глава 2. Модернизация культурно- исторических традиций в современном дизайне среды Горного Алтая...........................86
2.1. Характеристика понятия «дизайн среды» и динамика его развития в историческом контексте............................................86
2.2. Современная трактовка понятия «модернизация»................112
2.3.Дизайн придорожной среды Чуйского тракта в контексте культурного ландшафта Горного Алтая .........................................124
2.4. Влияния национальной художественной культуры на дизайн среды города Горно-Алтайска............................................135
2.5. Проявление региональной культуры в стилсобразовании туристических
комплексов.......................................................139
Заключение.......................................................151
Список литературы и источников...................................156
Список иллюстраций...............................................174
Иллюстрации......................................................180
Список приложений................................................246
Приложения.......................................................247
2
Введение
Актуальность темы исследования.
Взаимодействие художника с традицией - одна из актуальных проблем современного искусства. Каждая эпоха обладает своими, только ей присущими закономерностями организации срсдового пространства и синтезом искусств в этом пространстве. Нынешний этап развития культуры характерен тем, что поиски новых форм синтеза происходят в условиях глобализации, когда архитектура и дизайн среды находятся в процессе поисков новых средств выразительности, решают сложнейшие проблемы, в частности проблему возрождения и сохранения региональных культур.
Коренные жители Горного Алтая являются хранителями традиционной культуры, многовекового опыта в повседневности, на основе которого происходят модернизационные процессы, выражающиеся, прежде всего, в активно развивающейся индустрии туризма. Осваиваются природные ландшафты, ведется строительство туристических комплексов. В процессе строительства новых объектов среды и реконструкции старых актуальной проблемой выступает* создание гармоничной взаимосвязи современной и традиционной культур. Научно обоснованный поиск решений этой проблемы невозможен без учета эволюционных связей исторических эпох и преемственности традиций. Современная наука уделяет большое внимание историко-культурному наследию регионов, проблеме развития региональной художественной культуры. Все большее значение приобретают науки «этнология», «этноискусствозиание», одним из предметов которых являются традиции и их адаптация к современности. Сохранение своеобразного национального колорита в современном дизайне среды позволяет решить задачи научно-познавательного, культурного и идеологического характера. Этим обусловлен выбор темы исследования, проблема которого заключается в определении степени влияния национальных художественных традиций
3
Многочисленные факты, имеющиеся в этнографической литературе, свидетельствуют о том, что одной из ранних форм мироощущения некоторых народов Сибири, в том числе и алтайцев, был анимализм, согласно которому вся окружающая человека неживая природа рассматривалась как живая, наделенная жизнью. Первобытное мышление было мифопоэтическим, то есть в живых, конкретно-чувственных одушевленных образах или символах. Природа духов и душ представлялась материальной, предметы, созданные человеком, например его жилище, орудия труда, средства передвижения считались живыми [178, с.83]. Многие элементы традиционного
мировоззрения продолжают существовать, даже утратив характер мировоззренческих установок. Особенностью алтайского народа является то, что он сумел сохранить в своей среде древнее мировоззрение, связанное с верой в одухотворенность природы.
1.2. Архетипы и символы - основа художественного образа в традиционной культуре Горного Алтая
В данном параграфе автор рассматривает понятия «архетипы» и «символы», так как исследование культурного наследия Горного Алтая невозможно без рассмотрения вопроса, касающегося этнокультурных архетипов Алтая, которые имели огромное значение для рождения, развития и сохранения самобытности и целостности национальной культуры. Психологи выделяют обычно не более тридцати архетипов, каждому из которых соответствует определенный стиль поведения человека, тип эмоционального переживания, бессознательный прогноз развития событий. Пробуждая целые комплексы воспоминаний индивидуального и коллективного переживания, символы всегда окружаются ассоциациями родственных значений, концентрирующегося вокруг центрального смыслопорождающего ядра - архетипа.
25
Одним из основателей понятия «архетип» в современной науке является швейцарский психолог К.Г. Юнг. Под архетипом Юнг понимал некие структурные схемы, структурные предпосылки образов (существующих в сфере коллективно-бессознательного и, возможно, биологически наследуемых) как концентрированное выражение психической энергии, актуализированной объектом. Он развил свою теорию, исходя из конструктивных представлений понятия «архетип», которые имелись у Платона, Аристотеля и Августина. Аналогию с архетипами можно найти у «коллективных представлений» Дюркгейма, у «априорных идей» Канта. Первое обращение к понятию «архетип», как первообразу, идее прослеживается в учении Платона о врожденных идеях. Первообраз по Платону — это то, что пребывает целую вечность, а «идея» — это формообразующая сила, представляющая собой вечные образы, парадигмы, по которым из бесформенной материи организуется все множество реальных вещей. Высшей идеей Платон считал «Мировой разум» [180, с.78]. Аристотель утверждал, что архетип представляет собой врожденные условия постижения внешнего мира, врожденные идеи, которые находятся в душе в скрытом состоянии, как априорные формы, которые передаются по наследству. Юнг и обозначает архетип как некие первичные врожденные структуры «коллективного бессознательного», архаический психический «осадок» повторяющихся жизненных ситуаций, задач и переживаний человека, «типичный способ понимания». Именно «архетипическая матрица», априори формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, объясняет существование повторяющихся мотивов в мифах, сказках разных народов, «вечных» образов мировой литературы и искусства. В своей работе «Символическая жизнь» и «Душа и миф» К.Г. Юнг выделил шесть архетипов и показал взаимосвязь между мифологическими образами и архетипами как элементами психологических структур. Архетипы лежат в основе общечеловеческой символики, выявляются в мифах и верованиях, сновидениях, произведениях
26