Ви є тут

Искусство и мировоззрение Египта эпохи Среднего царства

Автор: 
Ванюкова Дарья Владимировна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Артикул:
172147
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание:
Введение............................................................................2
1 Общая характеристика исследования 2
2 Факторы, оказавшие влияние на формирование искусства Среднего царства Время hi и* 6
3 Проблематика диссертационного исследования о отечественном и зарубежном искусствознании 14
Глава 1. Искусство Первого переходного периода.....................................38
I 1 Культурная ситуация в эпоху кризиса 21-20 пн до н з 38
1 2 Искусство Первого иерсЧодного периода 53
/21 Ни яснеегчпетскии регион Мемфисская традиция 56
122 В ер К! teen mem с кии регион Фиванская традиция 60
12 3 Скуп мішура люки Первого переходного периода 64
Глава 2. Искусство Среднего царства. XI династия...................................72
2 1 XI династия Архитектура 75
2 11 Заупокойный храм Ментухотепо Небхаяетра в Дейр j >ь Ьакри 85
2 2 XI династия Скульптура 105
2 3 Автобиографическая стела уіастсра Иртисснп 115
Глава 3. Искуссіво Среднего царства. XI! династия.................................118
3 1 Амснсуіхсті 119
3/1 Общая характеристики прав іешія 119
3/2 Архитектура времени А менемхета I 126
3 13 С 'куіьпту ра люки А мене і/хета / 130
3 2 Сснуссрт! 136
3 21 Общая характеристика прав іения 136
3 2 2 Архнтекту ра ере меті ( 'єну серию / Хра я А туна в 1 е mono te he іон капе і іа в hap пике пирамида а Чтите 142
3 2 3 Выбор образца д /я копирования 173
3 2-1 Царская ску іьпту ра сре меті Сенусерта 1 177
3 2 о Частная ску іьптура аре меии С єну серпні I 183
З 3 Середина XII динас mu 192
33 1 Общая характеристика люхи 192
3 3 2 А менемхет II 194
333 Сенусерт If 197
3 3 4 Частная скуіьптура середины XII династии 203
3 4 Сенуссртіїї 210
34 1 Общая характеристика прошения 210
3 4 2 Архитектура люхи Сенусерта III 211
3 4 3 Царская ску н,шпура эпохи Сенусерта III 216
3 4 4 Частная скупьптура вре мечи Сенусерта 111 223
3 5 Амснемхсг III 228
3 5 1 Общая характеристика прошения 228
3 5 2 Архитекту ра времени Амане мхе та III 228
3 J 3 Царская ску іьптура времени А менемхета III 238
3 О 4 Частная ску іьптура вре меии А мене мхе та III 245
3 6 Живопись эпохи Среднего царства 254
Заключение........................................................................261
) Искусство XIII династии 261
2 И юги и выводы диссертационного исследования 268
Список сокращении .272
Библиография .273
Введение
1. Общая характеристика исследования
Тема предлагаемой к рассмотрению диссертационной работы -«Искусство и мировоззрение Египта эпохи Среднего царства» - на первый взгляд, отнюдь не является новой ни для египтологии, ни для искусствоведения. Для египтологов отрезок времени между 21 и 18 веками до нашей эры представляет интерес как период значительных событий в истории Египта, причем это время хорошо задокументировано в письменных источниках, как современных Среднему царству, так и более поздних. Для искусствоведов это эпоха яркого расцвета египетского искусства, богатая превосходными памятниками. Однако, до сих нор проблема того, какие мнровоззрен ч ескне особенности н каким именно образом выражает египетское искусство рассматриваемого периода остается необычайно важной.
Актуальность избранной темы определяется, прежде всего, ее крайне недостаточным освещением как в отечественных, так и зарубежных исследованиях. Не смотря на практически вековую историю изучения египетского искусства, период Среднего царства почти полностью «выпал» из области активных исследований, а между тем это уникальное в египетской истории время - непродолжительное, но очень плодотворное по своим достижениям в художественной сфере.
При всем разнообразии памятников, в основе искусства Среднего царства лежали механизмы преодоления культурного кризиса эпохи Первого переходного периода (22-21 вв. до н.э). Таким образом, к настоящему моменту назрела настоятельная необходимость рассмотрения искусства
2
следующую фразу можно трактовать и как ответ на возгласы Ипувера: «Не призывают меня попусту»106
С этой строки начинается, пожалуй, самая спорная часть «Речения...» -к кому обращается Ипувер со своими словами? Одни исследователи считают, что дальнейшие строки являются обличением царствующего правителя, другие - что это разговор Ипувера с богом107. Для данного исследования этот вопрос, в общем, не представляется первоочередным, хотя стоит отметить, что фраза «Сказал это Ипувер в ответ на сказанное Величеством Неберджера» (Plate 15, ст. 13), скорее всего, подразумевает именно бога-творца в качестве собеседника Ипувера. В пользу этого говорит тот факт, что
їла
только Сенуссрг 1 будет именоваться (после фараонов IV династии ) Иеберджеромш;(о причинах этого будет сказано отдельно), а текст, судя по всему, не мог быть написан позднее Первого переходного периода. Кроме того, вопросы, которыми задается Ипувер, слишком серьезны для того, чтобы задать их даже фараону.
В любом случае, перед нами беспрецедентный текст, очень ярко рисующий трагическую для Египта эпоху, и его автор задает себе и тому, кто неизмеримо выше сто, вопросы глобального характера Примечательно, что впервые практически в начале текста египтянин отмечает качественное отличие прошлого от современности: «Воистину... нет человека
вчерашнего»П0 ~ с лица земли исчезли люди прошлого, достойные, «владыки почтения».
Такова картина бедствий, постигших Долину, описанная очевидцем этих событий. Думаю, можно смело сказать, что ни до Первого переходного периода, ни после него Египет не знал подобных потрясений.
106 Plate 12, ст. 6.
107 Деиидчик А.Е. «Время болсзии»//Пстсрбургскис египтологические чтения. 20С5. Тезисы докладов. СПб, 2006. В статье излагаются обе концепции и приводятся ссылки на соответствующую литературу.
105 Перепелкип 10.Я. История Древнего Египта. СПб . 2000. С. 157-158
509 «Владыка Вселенной» (буквально «Владыка до пределов»).
1,0 Plaie 2, ст 2.
42
Вероятно, что положение в стране со временем только ухудшалось: если Ипувер застал момент развала страны и хаос, охвативший население столичной области, то позже Египет вступит в период раздробленности и междоусобиц. «Четкие границы, придающие Египту геометричные очертания, были стерты, красная пустыня начала наступать на черную плодородную почву, провинции были расколоты на куски и в Египет вошли чужеземцы»111.
Страна перестала существовать как целостность, единство властителя и народа - престол пуст, законы нарушаются, нарушаются даже самые святые этические нормы - чем должны были быть для египтян, для которых человеческое тело священно112, те случаи беззаконных убийств, которые известны были в эго неспокойное время.
Для системы ценностей древнеегипетского общества произошедшее было настоящей катастрофой: египтяне воочию увидели то, на
предотвращение чего была направлена вся ритуальная практика - Хаос торжествовал над Космосом, недаром Ипувер говорит о том, что «земля повернулась подобно гончарному кругу». В этом перевернутом, иымороченном мире приходилось теперь жить людям, культурная память которых не была к этому подготовлена, ведь Египет до того не знал подобных потрясений. Вероятно то, что будет описано дальше, стало своего рода защитным механизмом, сработавшим в египетской культуре.
Вся стройная система египетского религиозного опыта была направлена на поддержание миропорядка, установленного для Долины
111 Уилсон Дж.. Египет: функция государства //Франкфорт Г. Франкфорт I.A., Уилсон Дж., Якобсон Т.. В преддверии философии. М., 1989. С. 103.
,1? Свидетельство этому - то множество обрядов, которые связаны с манипуляциями с телом, огромное количество иероглифов, изображающих тело и части тела, наконец, весь комплекс заупокойных верований, в которых целостность человеческого тела - один из важнейших гарантов посмертного существования.
43