Ви є тут

Искусство сирийского интерьера: жилой дамасский дом XVIII-XIX веков

Автор: 
Кукуй, Елена Николаевна
Тип роботи: 
жилой дамасский дом XVIII-XIX веков
Рік: 
2006
Артикул:
172275
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение ........................................................ 3
Глава 1. Историко-культурные истоки национальной архитектуры Сирии................................................15
1.1. Архитектурное наследие ...................................15
1.2. Устройство жилища в контексте национальной культуры 29
Глава 2. Традиционная организация дамасского жилого дома XVIII начала XIX веков................................................ 36
2.1. Композиционная структура жилого пространства............. 36
2.1.1. Внутренний двор как основа пространственного ядра сирийского дома 38
2.1.2. Комната «иван» - композиционный модуль архитектурной организации.................... 43
2.1.3. Визуальные оси композиции открытых пространств ..................................46
2.2. Декоративные особенности убранства жилого интерьера.......49
2.2.1. Украшение фасадов: цветная кладка «аль-абляк» ..................................49
2.2.2. Важная составляющая декора - мозаичная орнаментика...................................54
2.2.3. Светоносная живопись «аль-ажеми».......61
2.3. Предметы домашнего обихода в целостности дамасского интерьера 65
2.3.1. Символика света в убранстве
интерьера.....................................65
2.3.2. Мебель как декоративное убранство жилого дамасского интерьера.................. 70
2
2.3.3 Ткани как завершение художественного
образа жилого пространства....................75
Глава 3. Жилой дамасский интерьер XIX века. Проблема влияний........................................................ 83
3.1. Взаимодействие архитектурных и декоративных нововведений первой половины XIX века....................................... 84
3.1.1. Привнесение новых элементов декора в
^ сложившиеся интерьеры.......................85
3.1.2. Новые стилистические признаки при сохранении периметральной планировки дома... 89
3.1.3. Барочные мотивы декора в интерьерах домов с традиционной схемой планировки ......93
3.2. Изменение архитектурной организации во второй половине XIX века...................................................... 99
^ 3.2.1. Промежуточный период в организации
жилого дома Дамаска..........................100
3.2.2 Влияние турецкого зодчества
на дамасский тип дома......................101
3.2.3. Новые фасады домов как проекция внутренних изменений.........................103
Заключение.................................................... 107
Список литературы............................................. 113
Приложение 1. Словарь.......................................... 124
* Приложение 2. Топография...................................... 130
зиккурат. К западу от него находился царский дворец, относящийся к началу II тысячелетия до н. э. Ни один из известных древнейших дворцов не был так велик и так талантливо украшен, как дворец Зимрилима в
Мари, его окружала крепостная стена, единственные ворота находились на
северной стороне. Многочисленные переходы вели к большому внутреннему двору, где размещались склады, кухни, школы и административные помещения. Из убранства интерьера до нашего времени сохранились великолепные скульптуры, выполненные из алебастра или мягкого известняка, различные изделия из бронзы, терракотовые статуэтки. «О развитии монументальной живописи этого времени дают представление фрагменты росписей во дворце... Нанесенные по сухому на тонкую глиняную обмазку, они отличаются четкими и точными контурами, колорит выдержан в красновато - коричневых тонах гармонично сочетающихся с белым и черным цветом».1 Большой интерес представляют несколько деревянных досок со
следами росписи растительным орнаментом, ныне хранящиеся в
Национальном музее Дамаска.
В XXIV веке до н.э. в северной Месопотамии возникло сильное Аккадское государство, которое рухнуло под ударами семитских племен амореев, пришедших из Аравии. Они основали между Тигром и Евфратом несколько царств, наиболее известное из них управлялось с начала II тысячелетия до н.э. до XIV в. до н.э. вавилонской династией, прославившейся царем Хамурапи в XVIII в. до н.э. В начале XVI века до н.э. территорию будущей Сирии завоевывают племена хурритов, а им на смену приходят в XIV в. до н.э. хетты, которые установили господство в северной Сирии, в то время как юг находился под властью Египта. Центром хеггского государства стал город Алеппо; сейчас это второй по своей значимости город Сирии. В то же время на побережье страны процветал финикийский город-государство Угарит. Осталось много
1 Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира. Т.1У. М.: Советская энциклопедия.
финикийских памятников архитектуры, но интерьеры практически нигде не сохранились.
В XII -XI до н.э. в Сирию приходят племена кочевников-арамеев, выходцев с Аравийского полуострова. В эту же эпоху сюда проникают первые арабские племена. В X в. до н.э. часть страны, в том числе Дамаск, оказывается в руках царя Соломона, но затем снова переходит к арамеям. В VIII в. до н.э. Сирия завоевывается ассирийцами, затем нововавилонским царством. В VI в. до н. э. страна входит в состав древнеперсидского царства Ахеменидов. В этот период Дамаск превосходит по богатству крупные торговые города Тир, Сидон, Джебла.
В 333 г. до н.э. Дамаск был занят войсками Александра Македонского. По сравнению с другими захватчиками, греки грабили и разрушали меньше. Эллины терпимо относились к чужим религиям, при этом охотно распространяли свою культуру, делясь знаниями. Они строили дороги, храмы, города. В Дамаске они построили квартал, пересекаемый главной улицей Нофара, которая начинается от торговой площади. До наших дней сохранились руины монументальных ворот. В прилегающих улицах в промежутках между колоннами древнего храма сегодня удобно разместились жилые дома. Значительную часть греческого храма сейчас занимает мечеть.
Династия Селевкидов (правившая в 312-64 г. до н.э.) особенно преуспела в градостроительстве. Ею были основаны такие города, как Антиохия, Селевкия, Апамея. Здания украшались росписями и мозаиками.
В 64г. до н. э. в Дамаск вступил римский полководец Помпей. От времен Римской империи Дамаску достались правильная планировка старого города, знаменитая прямая улица, а также ворота Солнца, камни храмов, часть колонн, частично канализация, а также орнаментальные мотивы, украшающие единственно сохранившуюся дверь храма Юпитера, ныне входящую в кладку стены мечети Омеядов. Такой орнамент, стилистически переосмысленный, неоднократно использовался уже в более позднее время