Ви є тут

А.Г. Венецианов и П.А. Федотов в русской художественной традиции

Автор: 
Кувата Икуко
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172334
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение
Глава ГПроблематика и тематика произведений А.Г.Венецианова П. А.Федотова.
Глава 11. А.Г.Венецианов в русской художественной традиции.
Глава III. П.А.Фсдотов в русской художествнной традиции. Заключение
Список использованой литературы
Введение
Жанровая живопись как концептуально необходимое подразделение в системе жанров возникает в России в начале XIX века, значительно позднее, чем это произошло в европейской живописи. В русском XVIII веке существовали лишь разрозненные, в большинстве своем подражательные попытки живописи «в домашнем роде». В русской художественной традиции жанру не на что было опереться, если только на образцы голландского, фламандского или французского жанра XVII - XVIII века.
Единого мнения по проблеме формирования жанровой живописи в России в искусствоведении нет.
Эта проблема нашла свое отражение в исследованиях Я.В.Брука, Д.В.Сарабьянова, О.С.Евангуловой, А.Леонова (См. библиографию).
Исследуя возникновение русской жанровой живописи, Я.В.Брук утверждает: «Истоки русского жанра восходят к иконописи... В художественной системе поздней иконописи содержатся начала всех жанров светской живописи, которые получат в XVIII веке свое дальнейшее, последовательное развитие. Тем не менее относить их зарождение к концу средневековья можно лишь условие». Здесь лежат лишь их истоки... Жанр как самостоятельный род светской живописи появляется лишь тогда, когда жизненное событие приобретает для художника самоценный интерес, чего не могло произойти в иконе.»'
Еще раньше у А.Леонова можно было прочесть: «Появляется особый раздел полурелигиозного полусветского искусства, так называемое «бытейное письмо»,
которое можно рассматривать как зародьпп собственно жанровой живописи.............
Жанровая живопись XVIII века слабо изучена, произведений ее сохранилось мало. Она еще не сложилась в то время в крупное явление, но и при всем том, те немногие картины, которые мы знаем, заставляют предполагать наличие каких -то не дошедших до нас жанровых работ, послуживших для них подготовительным
Я.В.Брук. К истории русскою бытового жанра. Жанровые тенденции в искусстве первой половины XVIII века. - в сб. Советское искусствознание 79,вып.1Т.М.,1980.с. 192-206.
1
«Пифферари перед образом Мадонны »(1825, ГТГ), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1827, ГРМ), «Девушка с тамбурииом»(Около 1832, Московский центр искусств), А.В.Тыранов «Девушка с тамбурином»(1836, частное собрание), К.Каневский «Импровизатор»! 1839, ГРМ), М.И.Скогти «Итальянка»( 1840-е. Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар), П.М.Шамшин «Пляшущая трастеверинка»(1849, ГТГ), П.Н.Орлов «Октябрьский праздник»(1851, ГТГ), А.А.Харламов «Музыкант-нсаполитанец»(ГРМ), А. И.И ванов «Русские песенники в Риме»(1862, ГТГ), П. А.С ведоме кий «Две римлянки с бубном и флейтой»( 1880-е, Пермская государственная художественная галерея). Персонажи в этих картинах находится как бы вне времени, словно воплощая фаустовское «Остановись, мгновение!».
Мотив музицирования мы можем найти в работах художников XVIII века: Ж.В. Лепренса «Русский ганец», И.Я.Меттенгейтера «Сцена в кабаке»(1791, ГРМ), Г.И.Скоробумова «Гулянье на пасхальной неделе в С.Петербурге»(ГРМ), И.М.Тонкова «Сельский праздник»! 1790-е годы, ГРМ), М. И. Козлове кого «Музыкант».
Подобный мотив встречается и у художников XIX века: В.Л.Боровиковского «Портрет сестер А.Г. и В.Г.Гагариных»(1802. 1ТГ), О.А.Кипренского «Портрет музыканта» (1809, ГРМ), В.А.Троиинина «Мальчик с желейкой»( 1820-е гг. ПТ), «Гитарист»( 1823,ГТГ), «Портрет Г1.М.Васильева, бухагалтсра конторы москоских театров»! 1830-е гг., ГТГ), А.В.Тыранова «Мастерская братьев Н.Г. и Г.Г.Чсрнсцовых» (1828, ГРМ).
А.В.Тыранов, о;щн из способных учеников Венецианок», написал картину «Мастерская братьев Н.Г. и Г.Г.Чсрнсцовых» (1828, ГРМ). Как внимательно слушает один из братьев исполняемое на гитаре произведение. Музыка звучит, она заполняет комнату, озаренную янтарным блеском, льется в открытые окна. Изображенная жанровая сцена типична для лирического художника, каким был Тыранов. В этой картине есть поэтические мотивы, столь часто встречаемые и у Венецианова. В дальнейшем Тыранов отдаляется от Венецианова, и его последующие работы, например, «Девушка с тамбурином», написаны под
8
влиянием Брюллова, и в полной мере и но замыслу, и по композиции может быть отнесна к итальянскому жанру.
Но ни в одной из картин Венецианова нет изображения игры на музыкальном инструменте, хотя очевидно, что этот сюжет, воплощенный в работах многих выше названных художников ХУІІІ-ХІХ веков, был известен ему.
Причина отсутствия подобного сюжета у Венецианова, видимо, в том что он поэтизирует крестьянский груд, а поэтизация досуга крестьян в его произведениях отсутствует, например, в картине «Пастушок с дудкой»( 1820-е гг. Калининская обл. Картинная галерея) Венецианов изображает не просто музыкальный инструмент для праздного увеселения, а инструмент, который выполняет определеную работу - помогает пастушку в его труде.
Как и Венецианов, Федотов в своих жанровых картинах не изображал человека, играющего на инструменте. Но так как федотовские портреты противостоят федотовскому жанру, они воплощают норму, поэтому среди них есть, например, «Портрет Надежды Петровны Жданович за фортепьяно» (1849, ГРМ). И однако же и здесь интересна специфическая неопределенность позы и всей стати изображенной девушки относительно самой ситуации игры на музыкальном инструменте - она то ли окончила пьесу и победоносно взирает на публику, мол, «каково!?», то ли выжидает , когда смолкнет шум и она начнет играть. Но в любом случае зафиксирован момент вне музыки, вне атмосферы музыкального звучания, а скорее та пауза, в которой слышны шорохи и шумы.
В жанровых работах таких, как «Утро чиновника, получившего накануне первый крестнк»( 1844-1846, ПТ), «Свежий кавалср»(1846, ПТ), «Офицер и денщик», «Анкор, еще анкор!», Федотов изображает музыкальный инструмент -гитару как деталь чиновничьего и офицерского быта. Интересно, что в двух работах «Утро чиновника, получившего накануне первый крестик» и «Свежий кавалер» гитары нарисованы с оборванными струнами; Таким образом. Федотов намеренно уходит от мотива музицирования. Хотя известно, что сам Федотов в годы обучения в кадетском корпусе пел в церковном хоре, умел читать ноты, играл не только на гитаре, но и на флейте, и более того он сам сочнял музыку к своим
9