Ви є тут

Динамика развития окна как архитектурного элемента в культовом зодчестве Алтая середины XVIII - начала XX вв.

Автор: 
Волкова Юлия Витальевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172370
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. История окна как архитектурного элемента 10
1.1 Возникновение и развитие оконного проема 11
1.2 Окно православного храма: мировоззренческий аспект 37
1.3 Светопроницаемые материалы оконного заполнения: исторический аспект 46
Глава 2. Роль оконного проема в композиции фасадов каменных храмов Алтая второй половины XVIII - начала XX вв. 61
2.1 Композиция фасадов каменных храмов Алтая XVIII в.: реминисценция барокко 62
2.2 Композиция фасадов каменных храмов Алтая первой половины
XIX в.: в формах классицизма 69
2.3 Композиция фасадов каменных храмов Алтая второй половины
XIX в.: в формах русско-византийского и русского стилей 76
2.4 Композиция фасадов каменных храмов Алтая начала XX в.: в формах русско-византийского и русского стилей и неоклассицизма 89
Глава 3. Конструктивные и декоративные решения оконных проемов каменных храмов Алтая второй половины XVIII - начала XX вв. 106
3.1 Строительные материалы 107
3.2 Композиционные решения оконных проемов на фасадах каменных храмов Алтая 115
3.3 Рисунки оконных расстекловок каменных храмов Алтая 125
3.4 Декоративные решения окон культового зодчества Алтая 133
Заключение 150
Список рисунков 154
Список иллюстраций 156
Библиографический список и источники 163
Иллюстрации 17 6
3
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ. Современный этап развития культовой православной архитектуры выдвигает ряд проблем, среди которых важнейшей является проблема архитектурной пластики. Окно - наиболее изменчивый и подвижный элемент в архитектурном пространстве, всегда присутствующий в образе храма и являющийся конструктивной и декоративной частью здания, а также выразителем христианского мироощущения Окно является носителем признаков стиля и элементом, индивидуализирующим образ храма. На сегодняшний день идет активное строительство и восстановление культовых построек, что повышает актуальность темы диссертации и значение проведенных в ней исследований для современной архитектурной практики. Акхуаль-ность работы состоит и в том, что в искусствоведческой литературе практически нет специальных исследований по предлагаемой теме диссертации.
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Отдельные аспекты данной темы освещены в работах, которые выполнялись специалистами из разных областей знаний - историками, философами, архитекторами, искусствоведами. В соответствии с этим просматривается несколько направлений изучения окон православных храмов.
Философско-мировоззренческие аспекты культового зодчества затрагивают философы, культурологи и искусствоведы: Е. Трубецкой [109], П. Флоренский [114], Н.Л. Павлов [65, 66], B.C. Турчин [111] и др
История развития православной архитектуры Алтая охватывает в основном два стилистических направления классицизм и эклектику, поэтому в
С’1рСЛЬЧа1 ЫС
Фшурныс
Лсшочныс
Трифорки
Плоские
Заглубленные
Рельефные
Декоративные решения окон
1 Главно-ттубтеннис
Слуисичггп»-уизту блениме
Ленючныс
Взаимосвязанные со стеной
С филенками
’СГОМ
Комбинированные
Ордерные
Плоские + Плоские +
>лементы ордерных филеночные нити
Стосчио-ба л очные
Стосчио-
арочные
Рис. 1. Основные типы и виды декоративных решении окон
25
стиля на другой. Однако, в рамки этой систематизации входят и два типа декоративных решений (ленточные и заглубленные), которые не имеют четкой принадлежности к какому-либо стилю, что нарушает общую логику деления на типы. Следовательно существуют декоративные решения с определенными признаками стиля - «индивидуальные» и присущие многим стилям -«универсальные». Поэтому, для широкого диапазона времени развития конструктивно-декоративных решений окна, типизацию следует проводить по принципу построения конструкции декора, где основными типами являются: ордерные, три форы и, плоские, рельефные; заглубленные, взаимосвязанные с декором стены и комбинированные. На базе основных типов развивается множество видов, к примеру, ордерный тип включает в себя стоечнобалочный и стоечно-арочный виды, плоский - делился на ленточные и фигурные, заглубленный - на ступенчато углубленные и плавно-углубленные и т.д.. Эта типолог ическая схема носит условный характер и возможно ее дальнейшее развитие. Проведештая систематизация облегчает описательные работы и помогает выявить линию развития декоративных решений окон (рис. 1).
На базе ордерных систем на протяжение времени развиваются различные стилистические признаки античности и ренессанса, классицизма, барокко, а также архаичных окнах Руси XV11-XV111 вв., где стойки разбиваются на мелкие элементы, сандрики принимают своеобразные килсвидныс формы. Плоскофигурные наличники можно увидеть и в архитектуре раннепстровско-го барокко, где используются «уши», «серьги», «лобики», и в архитектуре эклектики, где к плоским наличникам прростают кольца. То есть на основе нескольких схем на разных этапах истории развиваются различные стилистические варианты декора. В процессе развития архитекторы обращаются то к одним декоративным схемам, то к другим, каждый раз усовершенствуя технологически конструкцию и наделяя ее новыми эстетическими качествами. Таким образом наблюдается спиралеобразная линия развития не претендующая на математическую точность.