Ви є тут

Гравюры с линейной перспективой и их воздействие на развитие пейзажа в японской ксилографии XVII-XIX веков

Автор: 
Иванова Алла Абдуловна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
246
Артикул:
172465
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование темы, определение цели работы, ее научная новизна, историко-библиографический
обзор использованной литературы.........................................4
ГЛАВА 1. История ранней пейзажной гравюры 1720-х годов.................30
1.1. Ранние пейзажные гравюры 1720-х годов
Нисимура Сигэнага и Окумура Масанобу...............................36
1.2. Влияние искусства Намбан
на появление перспективных гравюр................................41
ГЛАВА 2. История появления и развития мэганэ-э и укиэ.................57
2.1. Интерьеры театров Но и Кабуки.....................................63
2.2. Виды улиц.........................................................75
2.3. Интерьеры чайных домов............................................82
ГЛАВА 3. Укиэ Утагава Тоёхару и другие укиэси..........................90
3.1. Мэганэ-э Маруяма Окё и их влияние
на творчество Утагава Тоёхару......................................90
3.2. Творчество Сиба Кокан............................................102
ГЛАВА 4. Влияние перспективных картин
на пейзаж в творчестве Андо Хиросигэ
(на примере темы дороги Токайдо)......................................106
4.1. История дороги Токайдо...........................................114
4.2. Традиция укиэ в творчестве Андо Хиросигэ.........................120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................129
3
ПРИМЕЧАНИЯ.......................................137
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................143
ГЛОССАРИЙ........................................153
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ................................158
ИЛЛЮСТРАЦИИ......................................164
23
Общие работы по истории японской классической гравюры создали представление о творческих поисках художников, об условиях выполнения ксилографий. Типичным для традиционной отечественной искусствоведческой науки становится значение культурно-исторического, эстетического, а также философского контекста, что и находит отражение в трудах И. Ф. Муриан, Н. А. Виноградовой, О. Н. Глухаревой и других. «Перспективные картины» упоминаются в них в перечислениях или в коротких справках. Эти труды знакомят лишь с кругом сюжетов и с основными мастерами.
Оригинальностью отличается точка зрения М. В. Успенского на историю японской ксилографии. Особое внимание автор уделяет влиянию западных образцов, а также принципу линейной перспективы и светотеневой моделировки на развитие японской гравюры, на формирование структуры листа, который при внимательном изучении обнаруживает ассимиляцию многих западноевропейских приемов. Это новое перспективное направление исследуется в публикациях 1980-х - начала 1990-х годов. Остановимся подробнее на анализе этих статей, поскольку это непосредственно связано с нашей темой.
Вступительная статья к комплекту из 16 факсимильных репродукций из собрания Государственного Эрмитажа40 построена как историкоискусствоведческий обзор японской ксилографии, который автор начинает с причин, вызвавших интерес к японской цветной гравюре. По мнению автора, японская цветная гравюра как искусство урбанистической эпохи очень сложна и пока недостаточно изучена. Искусствовед подробно останавливается на особенностях технологии изготовления гравюры, ее эволюции, определяет два круга сюжетов для классического периода и отмечает разницу функций западноевропейской и японской гравюры.
В другой вступительной статье, опубликованной годом позже41,
24
исследователь пишет, что термины «расцвет» и «упадок» по отношению к японской гравюре трудно применить точно. По мнению М. В. Успенского, пейзаж в гравюре укиё-э необычен для искусства Японии и отличается от дальневосточного понимания пейзажа. Концепция пейзажа в гравюре укиё-э имеет свою историю, связанную с влиянием европейской художественной традиции. Чтобы определить место Хиросигэ в истории пейзажной гравюры, автор более половины статьи посвящает истории пейзажной гравюры, так как этот вопрос в отечественном искусствознании еще недостаточно изучен и еще нет его канонической трактовки. М. В. Успенский проводит сравнение между Хокусаем и Хиросигэ, отмечая, что творчество последнего - это заключительная стадия в развитии пейзажа в ксилографии.
Н. С. Николаева42 также прослеживает общие принципы композиционного построения, продиктованные представлением японцев о мире. Н. С. Николаева объясняет демократичность искусства эпохи Токугава «обмирщением основных постулатов буддизма». Она также отмечает устойчивость традиций восприятия искусства, ставшую чертой национального характера, особенностью мировосприятия всего народа Японии. В 1996 году произошло очень важное событие: был опубликован еще один значительный труд Н. С. Николаевой43, посвященный истории взаимодействия Японии с Европой. Среди монографий последних лет эта работа выделяется как яркое, самобытное и в то же время глубокое и многогранное исследование. Обращаясь к проблеме взаимовлияния культур Дальнего Востока и Запада, автор выдвигает целостную концепцию путей взаимовлияний, необычайно органично следующую традициям классической живописи Китая, Японии и Запада. Н. С. Николаева неоднократно обращается к вопросам теории дальневосточной и западной живописи, рассматривая различные аспекты. Многими важными деталями это исследование отличается от предшествующих, в том числе широким