Ви є тут

Творчество Жозефа Бернара (1866-1931) и русская скульптура XX века

Автор: 
Тюнина Елена Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
1866
Кількість сторінок: 
212
Артикул:
172131
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Л/
і
ВВЕДЕНИЕ
2-13
ГЛАВА 1. Творчество Жозефа Бернара в художественной критике и научных публикациях..........................................
14-32
1.1. Прижизненные публикации о Жозефе Бернаре (1908-1931 годы)
1.2. Обзор публикаций о творчестве Жозефа Бернара (после 1931 года)
I »
ГЛАВА 2. Жозеф Бернар: очерк творческого
2.1. Детство и юность
2.2. Переезд в І Іариж. Ранний период творчества
2.3. Обращение к «taille directe». «С тремление к природе»
2.4. Памятник Мигелю Сервету
2.5. Скульптура из различных материалов 1910-1912 гг.
2.6. Скульптура в бронзе
2.7. Творчество Жозефа Бернара в 1913-1925 гг.
2.8. Тема танца в творчестве Жозефа Бернара. Фриз «Танец»
2.9. Скульпту ра Жозефа Бернара на Парижской выставке 1925 года
2.10. Последние годы жизни. Рельеф «Материнство».
ГЛАВА 3. Техника прямого высекании в скульптуре XX века:
истории возрождения.......................................................79-95
ГЛАВА 4. Творческий метод Жозефа Бернара
и русская скульптура XX века.............................................96-121
пути
33-78
4.1. Оскар Мещанинов (1886-1956)
4.2. Сергей Коненков (1874-1971)
4.3. Сергей Булаковский (1880-1973)
4.4. Техника прямого высекания в русской скульптуре XX века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
121-126
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ
127-135
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
136-139
ИЛЛЮСТРАЦИИ
140-212
ВВЕДЕНИЕ
Творчество французского скульптора Жозефа Бернара (1866-1931) недостаточно известно в России. В коллекциях отечественных музеев нет ни одной его работы, в современных научных изданиях по истории искусства это имя встречается крайне редко. Между тем, внимательный взгляд на творчество и жизненный путь этого самобытного художника позволяет по-новому увидеть и осмыслить некоторые страницы истории как европейской, так и русской скульптуры.
Заявив о себе в парижском артистическом мире в начале XX века, Жозеф Бернар формировал его картину вместе с такими художниками как Аристид Майоль, Антуан Бурдель, Шарль Деспио. В современном каталоге музея д’Орсе он охарактеризован как скульптор, открывший своими поисками нового пластического языка путь Муру, Модильяни, Эпштейну, Бранкузи*.
Место и роль Жозефа Бернара в истории французской скульптуры связывают, прежде всего, с обращением художника к технике «taille directe» 2 - прямого высекания, или «прямой рубки» (термин, употребляемый в отечественном искусствознании). Этот способ работы над скульптурной формой предполагает непосредственную работу скульптора с материалом, без предварительного вылепленной модели и помощи подмастерьев при переводе скульптуры в твердый материал. Несмотря на то, что этот метод является древним и традиционным, он почти не
' Musée d’Orsay. Cataloge. Paris, 1992. P. 177.
2 Sculpture From Antiquity to the Present Day. Köln, London, Madrid, New York, Paris, Tokyo: Taschen, 2002. P. 953; Sculptures du XXe siècle (Каталог выставки). Fondation de Coubertin, 1986; Parkes К. Sculpture of today. London, 1921. V. 2; Elliott P.-D. Sculpture in France 1918-1939. These submitted for the degree of Ph.D. at The Courtauld Institute of Art University of London, 1991. P. 197; Vauxelles L. Joseph Bernard et la taille directe // Histoire générale de Part français des origines à nos jours. Paris, 1922. P. 291-297.
19
был сторонником идей Рескина и Морриса о важности ручной работы и о высокой роли «мастера» в искусстве. В 1911 году Тубер применяет термин «taille directe» в статье, посвященной творчеству скульптора Пьера Сегсна, утверждавшего, что «модель из глины - это самое плохое, что есть в нашей скульптуре. Глина лишь должна помочь нам найти форму. Сегодня мы копируем глину. У нас есть, однако, скульпторы, которые хранят традиции и которые любят свой материал, но они не осмеливаются атаковать непосредственно камень...»42.
В короткой статье, вышедшей в марте 1911 года и посвященной скульптору Жану Дампу, критик развивает эту теорию, вводя понятие «системы иратисьенов», которая уже второе столетие преобладала в мастерских скульпторов. Тубер настаивает на том, что художники должны вернуться к христианскому средневековому отношению к искусству, к самому его духу через сотрудничество с материалом один на один43. В одной из своих статей Тубер рассуждает о том, что камень и глина не только обладают принципиально различными фактурными характеристиками. Противоположные по своим качествам и но своей пластической сути материалы требуют различного подхода, отдельные блоки камня или мрамора обладают различными свойствами и должны быть обработаны скульптором с учетом их «индивидуальных черт»44.
Количество и общая интонация прижизненных публикаций о Жозефе Бернаре во французской критике позволяют сделать вывод, что творчество скульптора, его новации в пластическом языке оказывали существенное воздействие на формирование общих тенденций в развитии
42 L’Art Décoratif. 1911. Mars. P. 137. (Цит. no: Elliott P.-D. Sculpture in France 1918-1939. These submitted for the degree of Ph.D. at The Courtauld Institute of Art University of London, 1991. P. 199)
43 Ibid. P. 1-2.
44 L’Art Décoratif. 1911. Oct. P. 176 (Цит.по: Elliott P.-D. Ibid. P. 200).
20
французской скульптуры. Моделирование из мягкого материала или непосредственное высекание «по живому» камню отнюдь не было лишь вопросом техники. И об этом свидетельствует гот факт, что в Париже «в 1910-е годы вопрос о технике прямого высекания, живо обсуждаемый в мастерских, разделил скульпторов, непосредственно высекающих из материала, и лепщиков, которые формовали “из грязи”, как презрительно говорили о них первые»45.
Апологеты прямого высекания, как, например, скульптор Иоахим Коста (1888-1971), лозунгом своего творчества провозгласят: «Прямое высекание или смерть скульптуры»46. Подобные страсти разгорятся, однако, спустя несколько лет после того, как появятся первые высеченные из камня работы Бернара.
Дебаты вокруг темы «taille direct» во французской прессе не могли остаться незамеченными и в России. В 1913 году критик Н. Радлов в статье, посвященной скульптуре Сергея Коненкова, ее «теоретическую» часть посвящает противопоставлению двух разных способов работы над скульптурной формой - непосредственного высекания из материала и лепки из глины: «...как школа, лепка из глины показала свою несостоятельность, развращающей легкостью приемов проложив дорогу всей “импрессионистической скульптуре”, этому чудовищному по своей нелепости понятию <...>. Назад - к камню и дереву. Этот призыв нашел себе благодатную почву в молодой русской скульптуре; им проникнуто и все творчество Коненкова»47. Этот призыв отказаться от лепки в пользу
45 Thubert E. Joachim Costa // Art et décoration. 1925. Janv. P. 17.
16 Там же. C. 16. См. также: Normand-Romain Л. La 'Paille Direct // La Sculpture Française au XIXe siecle. Grand Palais, Paris,1986 (Каталог выставки). P. 119-124; Joahim Costa // Sculpture en taille directe en France de 1900 a 1950 (Каталог выставки). Fondation de Coubertin, 1988. )
:7 Радлов H. О скульптуре Коненкова // Аполлон. 1913. № 9. C. 23.