Ви є тут

Звук в хорах a cappella отечественных композиторов последней трети XX века: содержательный аспект

Автор: 
Шепшелева Ольга Владимировна
Тип роботи: 
содержательный аспект
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
244
Артикул:
172620
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
I. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК КАК ФЕНОМЕН.........................14
7. Философско-эстетические концепции звука...........14
2. Понятия звука, тона, звучания.....................29
II. СВОЙСТВА ЗВУКА......................................46
7. Внутренние свойства...............................47
2. Целостность звука.................................65
Ш. ЗВУК КАК КОМПОНЕНТ ХОРОВОЙ ТКАНИ.....................86
7. Звук в хоровой фактуре............................86
2. Пространство хорового звучания...................102
IV. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
МУЗЫКАЛЬНОГ О ЗВУКА И СЛОВО.........................116
7. Музыкально-звуковое воплощение слова.............116
2. Музыкально-звуковое воплощение микроэлементов слова 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................152
ЛИТЕРА ГУТА............................................160
ПРИЛОЖЕНИЕ. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ.............................177
2
ВВЕДЕНИЕ
Сущность звука - основа музыки - издревле познается человеком. С давних времен в различных цивилизациях мира представления о звуке существенно менялись, и сегодня они складываются в многообразную и зачастую противоречивую картину знаний о главной составляющей музыки.
Попытка понять своеобразие звука как художественного феномена предпринималась в XX веке, который с самого начала заявил о себе как период смелых открытий, сохранив это качество на протяжении всего столетия. Неординарными творческими находками ознаменована также смена тысячелетий. Важную роль в процессе активизации этих поисков сыграл информационный скачок, благодаря которому в XX веке для отечественных мыслителей стали открыты философские учения древности, в том числе восточные доктрины, появился доступ к звуковому фонду различных регионов планеты. Все эти «открытые» знания, попадая на благодатную почву кардинальных преобразований в сфере сугубо музыкального, происходящих еще с начала столетия, определили новое отношение музыкантов и исследователей к звуку как художественно богатому микрокосму со своими внутренними законами.
Проявляя особый интерес к художественному потенциалу звука и его внутренних параметров, композиторы по сути выдвигают новую концепцию звука - как самодостаточного феномена. Погружаясь в мир звука,
Э. Артемьев, С. Губайдулина, Э. Денисов, П. Шеффер, К. Штокхаузен и другие авторы обнаруживают его новые свойства и тем самым вскрывают иные содержательные возможности.
В ходе творческих поисков качественно изменился и собственно звук. Это произошло как в оркестровой, инструментальной музыке, так и в области хоровых жанров. Как известно, в России хор - не просто коллектив исполнителей. С многоголосным звучанием без инструментального сопровождения связаны две основные ветви русской традиции - народное и церковное пение.
3
кретическом единстве физического и метафизического, что способствует возникновению новых видов техники, открытию иных тембров и тембровых микстов; изменяется, а иногда и вообще исчезает линейная нотация. Продолжая мысль Мартынова, заметим, что если древние мыслители вслушивались в космос одного тона, то современные композиторы пытаются постичь микромир не только единичного звука определенной высоты (воспринимая его как мир, наполненный его составляющими - обертонами), но и звука-зоны - целого комплекса вибраций.
Итак, философская сущность звука интересна как глубокой древности, так и современности. Особенно для нас важно то, что искусство XX века в большой степени направлено на «реабилитацию» звука, который мыслим теперь не только как материал, но и как феномен, способный вмещать множество смыслов, в том числе и философского порядка. Как оказалось, несмотря на различие художественных принципов, общим для многих современных музыкантов стало философское понимание звука. Так осмысляется звук
Э. Варезом, С. Губайдулиной, А. Киайфелем, А. Лурье, Н. Обуховым,
Н. Рославцем, А. Шнитке. Особая - мистсриальная - природа созидания звука воплотилась в творчестве А. Скрябина, А. Хабы, Дж. Шел си; а
О. Мессиан, Л. Ноно, А. Тертерян находят истоки познания звука в восточной философии.
Современный музыкальный мир характеризуется многообразием и эстетических концепций звучащей сущности музыки. Музыковеды, акустики, психологи по-разному представляют сущность звука, его возможности и художественное значение, чему будет специально посвящен следующий параграф. Здесь же рассмотрим эстетические концепции музыкаитов-пракгиков, осваивающих новые научно-технические достижения, открывающих творческие горизонты в области выразительности спектра звука, пересматривающих статус звука в звучащем и незвучащем мире. Воздействие звука исследуется не только музыкантами, но и учеными-лингвистами, которые изучают смыслообразующие возможности речевых звуков.
23
Прежде всего рассмотрим концепции музыкантов-практиков. XX век привнес в науку и искусство много нового, зачастую даже революционного. Нередко творческую мысль стимулируют новые научно-технические достижения. Например, развитие техники еще в 60-е годы явилось мощным импульсом к погружению в область микроэлементов звука. Так, видный изобретатель Е.А. Мурзин создает «фотоэлектронный оптический синтезатор звука» АНС. Эгот «инструмент» открыл перед молодыми талантливыми музыкантами того времени неизведанные пути выстраивания пространственных композиций на акустическом микроуровне - внутри звука. Работая с АНС,
Э. Артемьев, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Шнитке регулируют внутризву-ковые отношения и экспериментируют в области тембра и пространственных характеристик звука.
Как оказалось, одним из важных шагов на пути познания звука стало создание новых технических средств, позволяющих проникнуть в мир вибраций. Вместе с новыми технологиями в музыку приходят неведомые ранее инструменты, открывающие иные творческие горизонты. Так, компьютерные технологии позволяют проследить изменения в жизни звука и, следовательно, управлять его параметрами, вовлекая их в художественный процесс.
Особенно внимательный к звуку, пытливо постигающий его природу музыкант B.C. Ульянич выдвинул одну из таких идей - «овладение звуком как музыкальным объектом, управление его внутренней структурой как новой художественно-выразительной средой» [143, с. 3J. Музыкант, сочетающий в себе и творца, и исследователя, по сути открывает принципиально новую доктрину музыки - «концепцию художественного синтеза звука» [там же, с. 3]. Реализуется она посредством анализа и регулирования физических парамегров звука (высоты, интенсивности, ритма и др.). Основная задача Ульянича — высгроить «звуковое и музыкальное тело» произведения, то есть «осуществить синтез звука и музыкальной формы, основанного не только на природно-акустических, но и на художественных законах творчества» [там же, с. 12].
24