Ви є тут

Фортепианные концерты С.В. Рахманинова : к проблеме эволюции стиля

Автор: 
Гун Вэй
Тип роботи: 
к проблеме эволюции стиля
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
120
Артикул:
172636
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Вступление--------------------------------------------3
Г лава первая-----------------------------------------13
Две редакции Первого концерта для фортепиано с оркестром
Глава вторая------------------------------------------35
Второй и Третий фортепианные концерты: к проблеме эволюции стиля
Глава третья------------------------------------------79
Поздний период творчества С. Рахманинова. Четвертый концерт
Заключение-------------------------------------------114
Список использованной литерату ры--------------------117
Вступление
Сергей Васильевич Раманинов является крупнейшим представителем русской музыкальной культуры. Его творчество захватывает конец XIX века, но в большей степени связано с началом XX. В музыке Рахманинова доминирует романтическое начало, преломленное сквозь призму личного отношения к действительности. Лирика и драматизм соединяются у него с эпическими эпизодами. В его творчестве объединяются черты петербургской и московской школ.
Подлинной стихией рахманиновского творчества являлась фортепианная музыка, в частности концерты. Среди сочинений композиора этому жанру отводится одно из ведущих мест. Другие фортепианные сочинения крупнй формы - сонаты, сюиты, вариации -были только их спутниками, отражавшими аналогичные творческие идеи.
Концертное творчество, как и весь творческий путь Рахманинова, принято делить на три периода: ранний, зрелый и заграничный. Первый концерт (1891 год) — произведение раннего перида — был создан еще во время обучения в консерватории в восемнадцатилетнем возрасте. Второй (1901) и Третий концерты (1909) - вершинные произведения композитора - появились в зрелый период творчества. Четвертый концерт стал переходным от зрелого к позднему периоду, от русского к заграничному творчесву.
На протяжении более полувека творческого пути (от Первого
концерта до Рапсодии на тему Паганини) этот жанр претерпел
существенные изменения. Это отразилось и на языке, и на принципах
фактурной организации материала. Произошедшие изменения в основном
объясняются новым подходом к пониманию концертного жанра, который
сформировался у Рахманинова к первому десятилетию XX века.
Композитор стремился симфонизировать концертный жанр, приблизить в
-3-
- Четвертый концерт рассматривается в контексте позднего, зарубежного периода, эволюции его творческого мышления.
Отметим, что в китайском музыкознании, при огромной
популярности произведений Рахманинова, о композиторе написан небольшой ряд работ общебиографического плана, где о фортепианных концертах даются лишь общие, краткие сведения.
Теоретическая значимость результатов диссертационного
исследования, в первую очередь, определяется выявлением закономерностей использования композитором тех или иных средств выразительности, исследованием основных этапов эволюции творческого мышления Рахманинова. Методика этого исследования может быть применена к произведениям других жанров.
Практическая значимость исследования заключается в
возможности использования его материалов в курсах теории и истории фортепианного искусства, истории русской музыки. Сравнительный анализ редакций концертов может быть полезным для их исполнителей, способствуя лучшему пониманию этих сочинений. Несомненный интерес работа представляет для музыкантов Китая, где почти каждый концертирующий пианист имеет в своем репертуаре фортепианные опусы Рахманинова, а аналитическая литература, связанная с ними, фактически отсутствует.
Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы работы могут быть включены в учебные курсы по «Истории русской музыки» и «Истории фортепианного исполнительства». Они могут быть использованы при составлении пособий для студентов музыкальных вузов.
Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки
-И -
РГПУ им. А.И. Герцена, на занятиях со студентами Шандонского педагогического университета (Китай). Основные положения диссертации изложены в четырех научных статьях, прозвучали на межвузовских конференциях, проводимых в РГПУ им. А.И. Герцена.
Структура работы. Диссертация (объем 104 страницы) состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы (67 единиц).
Первая глава обращает внимание на две редакции Первого фортепианного концерта, созданные с разницей в двадцать пять лет. Вторая глава посвящена вершинным концертам Рахманинова - Второму и Третьему - и процессу эволюции от одного к другому. В третьей главе рассматривается Четвертый концерт, начатый в России, а законченный после длительного перерыва в Америке.
-12-