Ви є тут

Михаил Коллонтай (Ермолаев). Портрет музыканта

Автор: 
Тутова Олеся Александровна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
247
Артикул:
133772
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
2
Содержание работы Введение
Глава 1. Краткая творческая биография М. Коллонтая (Ермолаева)
Глава 2. М. Коллонтай - композитор
Глава 3. М. Коллонтай - исполнитель
Глава 4. М. Коллонтай - педагог
Глава 5. Музыкально-критическая и общественная
деятельность М. Коллонтая
Заключение
Краткий список использованной литературы Приложение 1. Сочинения М. Коллонтая Приложение 2. Дискография
Приложение 3. Фортепианный репертуар М. Коллонтая
Приложение 4. Репертуар из современной музыки
Приложение 5. Статья М. Коллонтая «Каждый взял у него понемногу»
Приложение 6. «О моих Семи романтических балладах», из
письма М. Коллонтая Е. Кушнеровой
Приложение 7. «О трио Десять слов Мусоргского на
смерть В. Гартмана», фрагменты писем М. Коллонтая
Е. Денисовой и А. Корниенко
Приложение 8. «Автобиографические заметки»
М. Коллонтая
2
3-15
16-49
50-100
101-132
133-167
168-186
187-191
192-197
198-200
200-204
204-206
206-207
208-210
210-217
217-220
221-247
3
Рис. 1. Михаил Коллонтай (Ермолаев).
Введение.
Задача данного исследования - раскрыть не освещенную ранее многогранную деятельность выдающегося музыканта нашего времени Михаила Коллонтая как композитора, пианиста, педагога, видного музыкально-общественного просветителя.
Автору исследования посчастливилось учиться в фортепианном классе Михаила Георгиевича в Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского, и это дало возможность раскрыть область его деятельности, мало кому известную изнутри его работы. Преподавание не занимает главное место в творческой жизни М. Коллонтая, и вместе с тем - он был и остается прекрасным педагогом и продолжает успешно работать в этой области в настоящее время. Михаил Георгиевич делал и делает все для воспитания настоящих
23
больше он в моё сочинение не вмешивался. Зато - так как я уже делал
опыты писания музыки для оркестра - Шведов задавал, например,
%
инструментовать вторую часть Восьмой сонаты для фортепиано Бетховена и давал советы в области инструментовки. Также он дал книгу М. Чулаки “Инструменты симфонического оркестра ”, что было очень вовремя. Когда я учился в музыкальном училище, Шведов представил меня своему дяде, Д.Н. Шведову . Дмитрий Николаевич меня весьма ободрял. Из музыки, написанной мной в то время, сохранилось лишь вокальное произведение “Черепа” на стихотворение в прозе Тургенева10. Вся остальная музыка была уничтожена наряду с более поздними вещами в 1974 году. Моя рука не поднялась тогда только на “Деревенские хоры ”»П.
Михаил Коллонтай посвятил И.К. Шведову свой фортепианный концерт.
Около 1964 года Миша начал обучаться игре на скрипке у Евгения Никитовича Аленовского. Это было осознанное- желание, потому что для будущей профессии композитора (для него- это было вопросом решенным) необходимо знать специфику других инструментов,*тем более пригодится и умение играть еще на одном инструменте. Его устремления поддерживал и Шведов. Позднее Михаил Георгиевич
Ю
скрипку забросил, но во время обучения в Мерзляковском училище довольно часто музицировал с однокурсниками в самодеятельном квартете, шрая партию второй скрипки. Партию первой- скрипки
9 Д.Н. Шведов (1899-1981), дядя И.К. Шведова, последний. выпускник Синодального училища, обучался у Л.Д. Кастальского и Н.М. Данилина. Известный композитор, дирижер, педагог, живший в Тбилиси с 1941 года. Основоположник абхазской.музыки, автор первой абхазской оперы. Народный артист Грузинской ССР.
I Вокальное произведение Черепа в оркестрованном виде вошло в Первую симфонию в качестве второй части.
II Деревенские хоры для большого смешанного хора и 6 солистов ор. 1 (1973). Цикл издан, впервые прозвучал на фестивале «Московская осень» в 1986 году в исполнении хора студентов Московской консерватории под управлением Б.Г. Тсвлниа, существует запись с этого концерта.
12В 1967 году Михаил Ермолаев поступил на фортепианный факультет музыкального училища при-Московской консерватории, Мерзляковским его называют из-за расположения в Мерзляковском переулке.
24
исполнял Александр Колесников (ГАБТ), альта - Сергей Фирсанов, виолончели - Василий Мечетин. Однажды С. Фирсанов сдавал зачет по аккомпанементу, и Михаил Георгиевич иллюстрировал ему на скрипке.' Позднее Михаил Ермолаев играл на альте на репетиции своего Первого квартета, в 1972 году, заменяя альтиста.
Мы немного забежали вперед. Вернемся к школьному периоду и событиям, которые имели большое- значение в жизни Михаила Георгиевича. Круг музыкальных впечатлений постоянно расширялся. Были среди впечатлений и весьма необычные, воспламеняющие творческую фантазию подростка. Немаловажным стало творческое общение с Надеждой Кузьминичной Твердохлебовой, музыкантом с вокальным и дирижерско-хоровым образованием. Миша1 много аккомпанировал ей, они. вместе слушали записи, ходили на концерты и в театры, музицировали ансамблем в четыре руки.
«Я уже серьезно знал на слух «Бориса Годунова», Реквием Верди, Симфонию %-то11 Моцарта, некоторые фортепианные сонаты Гайдна, Бетховена и Прокофьева, не раз видел и слышал в театре “Лебединое озеро», “Сказку о царе Салтане”, “Каменный цветок \ “Золушку” Прокофьева. Кроме этого, радио продолжало играть важную роль. Например, очень памятны все симфонии Малера, которые в середине 60-х годов провёл как цикл Константин Христофорович Аджемов. В эфире было немало и современной музыки. Именно тогда я услышал и воспринял, например, музыку Бориса Тищенко и Валерия Гаврилина.
Очень заметно было оживление музыкальной жизни в целом. Появился Рудольф Баршай, с новым отношением к классике, непривычным для тех лет. Появилось еще и прекрасное меццо-сопрано, Зара Долуханова. Вместе с Баршаем она делала удивительные записи, как, например, кантата № 169 Баха, арии Генделя, арии А. Скарлатти. Интересные сенсационные программы в концертах представлял Александр Юрлов. Это была старая церковная музыка, и “Свадебка ”