Ви є тут

Взаимодействие слова и напева в древнерусской монодии XVI-XVII веков (на материале певческой рукописной книги Обиход)

Автор: 
Бурилина Евгения Леонидовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
196
Артикул:
134260
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВСТУПЛЕНИЕ.......................................... 3-13
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ТЕКСТА И НАПЕВА В ПЕРВОИСТОЧНИКАХ ПО СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЕ
И В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ............ . . . 14-46
& 1. Вопросы соотношения слона и музыки в
первоисточниках по средневековой культуре. . 14-23
& 2. Проблема соотношения слова и напева древнерусских песнопений в научной литературе. . . 24-46
ГЛАВА П. ПЕВЧЕСКАЯ РУКОПИСНАЯ КНИГА 43БИХОД " (ИСТОРИЯ
40РМИРОВАНИЯ.ОСОБЕННОСГИ БЫТОВАНИЯ,ТИГОЛОШЗ 47-71
ГЛАВА Ш. ОСОБЕНЮСТИ ВЗАИЮДЕЯЗТВИЯ СЛОВА И МУЗЫКИ В ДРЕВНЕРУССКИХ ОБИХОДНЫХ ПЕСНОПЕНИЯХ
ХУ1-ХУП веков..............................72-139
$ 1. Основные типы распевания текста в древнерусских песнопениях............................72-77
$ 2. Взаимодействие элементов структуры текста и
напева в песнопении..................... 78-92
§ 3. Взаимодействие структуры текста и напева в
древнерусских песнопениях ................. 92-113
§ 4. Образно-смыспОЕне связи слова и музыки в
древнерусских песнопениях ................. 114-139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..........................................140-150
ПРИМЕЧАНИЕ ..........................................151-170
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................................. 171-181
СПИСОК РУКОПИСЕЙ ................................... 182-194
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ..................................195
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ....................................... 196-241
ПРИЛОЖЕНИЕ П........................................ 242-259
ВСТУПЛЕНИЕ
Древнерусское музыкальное искусство на протяжении двух последних десятилетий привлекает пристальное внимание совет -ских ученых. В начале 80-х годов наряду с исследованиями, посвященными изучению текстологии, палеографии, ряда теорети -ческих проблем знаменного пения и проблем его дешифровки, стали появляться работы обобщающего характера, подытоживающие определенные достижения современного этапа развития науки о древнерусской музыке (.29;; наметилась новая тенденция в изу -чении этого пласта русской музыкальной культуры, связанная с введением проблем музыкальной медиевистики в контекст совре -менных проблем музыкознания, стремлением определить место профессиональной музыкальной культуры Древней Руси в истории русской музыки в целом,а также среди других средневековых му -зыкапьных культур (44, 95;. Ноеый этап развития науки о древ -нерусской музыке требует детального исследования стилистики древнерусской монодии*. Ключевое значение для ее изучения имеет проблема взаимодействия слова и напева в песнопении.
Древнерусское певческое искусстЕо.как и многие другие музыкальные культуры средневекового типа, тесно связано со ело -вом.Дошедшие до нас списки древнерусских песнопений свидетельствуют о мастерском впадении распевщиками искусством распева -ния слова, о глубоком понимании особенностей литературного
р
текста и умении подчеркнуть их напевом песнопения. Слово, имевшее в представлении средневекового человека сакраментапь -нов значение, являлось главным элементом древнерусского песнопения, определявшим его содержание и структуру; Напев должен был помогать восприятию слова слушателем, подчеркивать структуру текста, ввдепять его образно-смысловые акценты. Текст и
- 25 -
ных стилях знаменного пения, а также в разновременных списках отдельного памятника.
Независимо от избранного аспекта изучения слова и напева, у всех исследователей в большей или меньшей степени проспежи -
вается идея примата слова в песнопении, унаследованная от древних времен. Однако эта идея не была воспринята догматически и уже у первых исследователей обогатилась мыслью об эволюции древнерусского певческого искусства,об исторической изменчивости напева песнопений.
Советскими учеными принцип подчинения напева тексту рас -сматривается как сложный процесс их взаимодействия, в котором выделяются стабильные моменты,сохраняемые благодаря следованию канону (5}, и нестабильные, - возникающие благодаря проявлению относительной самостоятельности мелодии песнопения.
Рассмотрим каждый из аспектов изучения соотношения слова и мелодии, затрагиваемых в трудах исследователей.
1. Соотношение структуры текста и напева Высказывания о взаимодействии структуры текста и напева содержатся почти у всех исследователей древнерусской музыки,что объясняется необходимостью выяснения основных принципов струк -турной организации песнопений при анализе любого из них.
Исследователями XIX века эта проблема формулировалась как проблема влияния текстового ритма на мелодический. При этом
ритм понимался и как музыкальный метр (чередование акцентов;,и
о
как структура (закономерное соотношение частей одного целого; .
Выводы о зависимости ритма мелодии от ритма текста (то есть о влиянии текстовой цезурности и ударности на мелодию),содержатся уже в первых исследованиях о древнерусских песнопениях,
- 26 -
в работах А.Ф.Львова, Д.В.Разумовского, поддерживаются филологом середины XIX века И.И.Ловягиным (46,68,69,42).
Для этих исследователей исходной позицией является идея
примата слова, в подтверждение которой ими приводятся высказы-
3
вания Отцов церкви . Первое теоретическое обоснование эта идея получила в статье А.Ф.Львова "О свободном или несимметричном ритме” (46).
Сопоставляя древнерусские песнопения со светскими музыкальными произведениями, А.Ф.Львов обратил внимание на свобод-
4
ную "некЕадратную" ритмику древнерусских песнопений . Неквад-ратность, несимметричность ритмики напева,по мнению А.Ф.Львова, обусловлена особенностями церковно-славянского певческого стиха, в котором отсутствовала регулярная акцентность,стиховая рифма, иначе говоря,главная причина ритмической неквадратности состоит в том, что "древние Отцы ноты подчиняли словам,а не слова нотам” (46,с.9). А.Ф.Львов называет ритм песнопений "словесным ритмом", поскольку от находится в тесной зависимости от текста. Этот термин в дальнейшем повторяется всеми дореволюционными учеными.
Статья А.Ф.Львова была вызвана работой над гармонизацией древних распевов и написана с чисто практической цепью.Основ -ной вывод работы имел также практическое значение: "при'сочинении нот под словами, писанные как все молитвы наши прозою, нотные знаки должны следовать ритму слов в их прозаическом сочетании, точно также как при сочинении нот под слова стихов, ноты должны следовать ритму слов, сообразно требованиям стихотворного метра” (46,с.9). Несмотря на то,что проблема соотношения слова и мелодии поставлена очень узко, статья А.Ф.Львова сыграла важную роль в истории русской музыки, так как в ней впервые